Китаева Татьяна Владимировна
Творческий проект в старшей группе «Удивительное Лего»
▼ Скачать +Заказ
Творческий проект
по художественно –эстетическому развитию
в старшей группе №6
«Удивительное ЛЕГО»
Автор: воспитатель высшей кв. категории
Китаева Т. В.
Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здания собственного интеллекта.
Ж. Пиаже
Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС ДО связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. «ЛЕГО –технология» - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем и является актуальной в свете внедрения ФГОС ДО, так как обеспечивает интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Проект «Удивительный мир Лего» раскрывает для старшего дошкольника мир техники и «ЛЕГО» -конструирования : активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственного мышления, воображение и формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем, приступить к созданию конструкции, необходим расчет, продуманность, определенная последовательность и точность в работе. Активизации внимания способствует конструированию по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. С помощью конструктора «Лего» дети воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники. Идея сделать LEGO-конструирование процессом целенаправленным, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.
Публикация «Творческий проект в старшей группе „Удивительное Лего“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Проекты
- Лего. Конструктор LEGO
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон детской речи; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их.
Задачи проекта :
1. Поддерживать у детей среднего дошкольного возраста интерес к само-моделированию, развивать детское творчество в данном направлении.
2. Учить представлять модель объекта, выделять основные части, их назначение.
3. Учить понимать красоту будущей постройки (симметричность и цветовое решение).
4. Закреплять умения детей общаться между собой при создании построек в парах и мини-группах, распределять обязанности.
5. Выявлять детей, которые обладают нестандартным мышлением, способствовать их развитию в конструктивной деятельности.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Вид проекта : познавательно-творческий.
Этапы проекта :
1. Подготовительный
Обоснование темы проекта, мотивация выбора, сбор материала и методической литературы, обсуждение темы с родителями и детьми старшей группы, разработка мероприятия по теме проекта.
2. Основной (практический)
Подготовка к созданию проекта, проведение в соответствии с разработанным планом исследований по теме проекта.
3. Оценочно-рефлексивный
Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта. Анкетирование родителей, увеличение процента детей, увлечённых конструированием.
Формы организации обучения детей конструированию:
-конструирование по образцу;
-конструирование по замыслу;
-совместное конструирование с педагогом;
-конструирование по воображению;
-конструирование по модели;
-конструирование по условиям;
-конструирование по чертежам и наглядным схемам;
тематическое конструирование.
Формы работы с педагогами по внедрению Лего-конструирования в ДОУ :
- элементарное ознакомление с разнообразием конструкторов ЛЕГО,
- изучение литературы по теме,
- создание уголков в группах.
- планирование цели и задачи деятельности,
- составление картотеки построек.
- пополнение базы материалами по Лего-технологиям,
- проведение открытых мероприятий в рамках детского сада,
- проведение выставок детских работ, ЛЕГО-фестиваля.
Формы работы с родителями по внедрению Лего-конструирования в ДОУ :
-открытые мероприятия
- выставки совместных работ;
- участие в интернет-конкурсе;
- создание игротеки;
- оформление стендового материала;
- консультации;
- пополнение ЛЕГО-уголков в группах
Методическое обеспечение проекта :
Разработаны методические рекомендации по организации работы с детьми средней, старшей и подготовительной группы.
2. Составлено перспективное планирование по ЛЕГО-конструированию для всех возрастных групп.
3. На основе перспективного плана разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности по ЛЕГО-конструированию для всех возрастных групп.
№ Дата проведения Виды деятельности Цель
1 Проведение анкетирование родителей. Выявление и уровня знаний детей и отношение родителей к LEGO-конструированию.
2 Художественное творчество : рисование, лепка, ручной труд (создание чертежей, моделей роботов, домов). Формировать представления о разных видах роботов и домов, способствовать художественному и эстетическому развитию детей, а также самовыражению в их творчестве.
3 Участие в акции «Собери и забери» Популяризация конструктора LEGO, как источника развития ребенка.
4 Выставка «Роботы в ЛЕГО городе» в группе. Создать дополнительную развивающую среду в группе, активизировать творческие способности детей, способствовать активности родителей в увлечениях ребёнка.
5 НОД конструирование «Мы-будущие строители». Создание моделей робота и домов, Пополнение развивающей среды в группе.
6 Оформление и представление проекта родителям. Обобщение и систематизация информации, представление проекта.
Ожидаемый результат:
Дети в конструктивной деятельности смогут реализовать свои знания LEGO-конструирования.
В процессе совместной деятельности дети смогут использовать вербальные средства общения и конструктивные способы взаимодействия друг с другом.
• При тесном взаимодействии в рамках работы над проектом все участники проекта (дети, родители, педагоги, социум) становятся партнёрами.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Приложение1
Конспект по лего-конструированию
«Мы — будущие строители»
для детей средней группы
Цель:
Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в проекте постройки домов.
Интеграция видов деятельности (познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная, конструируемая).
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.
- Закреплять умение детей строить по схеме.
-Познакомить с профессией строитель и строительством дома.
Развивающие:
- Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.
- Развивать мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
- Развивать наглядно-действенное мышление.
-Развивать диалогическую речь.
-Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей умение работать в коллективе сверстников, помогая друг другу при совместной постройке.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, практическая деятельность детей.
Материалы и оборудование:
Наглядные: макет города (без домов) : жители города, автомобили; набор конструктора ЛЕГО ДУПЛО, схемы домов для пары детей; деревья из лего; презентация для детей.
Мультимедийные: ноутбук, проектор; презентация для детей.
Ход:
В: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Я сегодня пришла не одна, со мной пришел мой друг - лего-человек. Хотите узнать, как его зовут? Тогда отгадайте загадку.
Слово ЛЕГО ты возьми
Букву О перемести,
Буква О стоит в конце,
Ой, бежит-бежит уже.
На начало прибежала,
Ох, устала, ох, устала
Совершила О побег,
Скажем дружно мы …. (Олег).
Его зовут Олег.
В городе Солнечный, где живет Олег и его друзья, объявлен конкурс «Дома ЛЕГО города». А вы хотите участвовать в этом конкурсе?
Ребята, посмотрите, Олег принес макет города, где мы должны построить дома.
Для того чтобы научиться строить, надо очень много учиться. И поэтому я приглашаю вас в школу строительства (схема «Школа строительства»).
Кто же строит дома? Как называется профессия человека, который строит дома? (ответы детей)
Молодцы!
С древнейших времен одной из самых нужных в нашем мире является профессия «Строитель».
(Рассматривание одежды, головного убора строителя).
В: Ребята, строитель нам покажет, как же строится дом. Как вы думаете, с чего начинается строительство дома? (Ответы детей).
Строительство дома начинается с заливки фундамента, фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. Фундамент - это самая нижняя часть конструкции дома, находящаяся в земле. По-другому, фундамент — это «ноги» дома, его опорная часть.
Как вы думаете, после фундамента что возводится (ответы детей)
Правильно, стены. А из каких материалов можно строить стены? (ответы детей). Вы совершенно правы, стены изготавливают из различных материалов: из кирпича, брёвен, бетона, камня.
Дидактическая игра «Угадай, какой дом?»
В:Если дом построен из кирпича, то он какой?
Д:Кирпичный.
В:А если из дерева?
Д: Деревянный.
В: Из бетона?
Д: Бетонный.
В: Из камня?
Д: Каменный.
В: Из соломы?
Д: Соломенный.
В: Стены готовы. И что же строят в завершении?
Д:На дом ставят крышу.
В:А зачем крыша нужна? (ответы детей). Крыша должна быть прочной, чтобы ни одна капелька дождя не просочилась через неё.
Ребята, чего еще не хватает? (ответы детей)
Конечно, чтобы в доме было всегда светло и тепло, устанавливают окна и двери.
Мы все хорошо поработали, и теперь, я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка.
Утром рано мы встаём,
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Город видим за окном.
(Показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
В: Теперь вы знаете, как строятся дома, и мы можем приступить к строительству домов.
Ребята, кто помнит, в каком конкурсе мы участвуем?
Д: Дома ЛЕГО города.
В:Значит, какой материал мы будем использовать? А, сейчас, как настоящие строители, я вам предлагаю по технике безопасности, надеть на голову каску и разделиться на четыре бригады, по два человека. Где каждая бригада будет строить один дом. Делиться на бригады мы будем определенным способом. Каждый из вас возьмет из моего ящика деталь конструктора любого цвета, который вам нравится.
(Дети берут детали)
Теперь вам нужно выбрать пару по цвету вашей детали.
У Олега уже готовы схемы домов, подойдите к этим схемам, и каждая бригада выберет схему, которая нравится.
В: Наши ЛЕГО - дома готовы. Давайте мы их разместим на макет города.
Какие вы молодцы!
Какие чудесные дома вы построили!
Ребята, а чего еще не хватает в этом городе?
Чем мы можем их дополнить? (выставляем игрушечные машинки).
Ну, что Олег, ребята помогли построить дома, завершить этот конкурс, и мы желаем тебе победы в конкурсе «Дома ЛЕГО города».
Итог: Ребята, давайте вспомним, чем же мы сегодня занимались? (ответы детей). А что вы запомнили больше всего? Что вам понравилось?
Как вы думаете, чего еще не хватает в этом городе?
Рефлексия:
Да, в любом городе должны быть деревья, чтобы было красиво и чисто. Я вам предлагаю сейчас выбрать свое дерево и поставить на макет города. Если вы довольны своей сегодняшней работой и вам понравилось строить дома, быть полезным обществу, то посадите зеленое дерево. Если вам кажется, что у вас что-то не получилось и вам еще надо подучиться - возьмите желтое дерево.
Олегу очень понравилось, и он хочет подарить вам в знак благодарности конструктор. Конструкторы вы возьмете к себе в группу.
Приложение2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Значение конструирования в развитии ребёнка дошкольного возраста»
1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
___
___
2. Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков
а) научить детей играть с разнообразными конструкторами; б) развивать у
детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к
изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям; г)
универсальные психические функции мышления, памяти, внимания, воображения?
___
___
3. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном
В чём заключается их важность?
___
___
___
4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?
___
___
5. Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к
конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
___
___
___
___
6. Какие виды конструирования Вызнаете?
___
___
___ ___ ___
7. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок?
___
___
8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию
с ребёнком?
___
___
9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей
конструктивных навыков? Насколько она полезна для Вас?
а) информация отсутствует;
б) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на неё наше внимание;
в) я не обращаю внимание;
г) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
д)информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;
е) наглядная информация интересна и полезна для меня.
___
10 Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме
Развития конструктивных навыков Вашего ребёнка?