Елена Пронина
«Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Любой педагог по английскому языку, работающий с дошкольниками и младшими школьниками, родители, обучающие своих детей, знают, что занятия становятся намного эффективнее, если проводятся в игровой форме. При этом, они еще должны совместить:
Игровые импровизации и последовательное решение учебных задач;
Интерес детей к занятиям и тщательную отработку;
Раскрепощенное поведение детей и их сосредоточенность на речи учителя.
Это на самом деле не всегда легко и требует тщательного отбора языкового материала, игр и песенок.
Публикация «„Учимся, играя“» размещена в разделах
Знание английского языка изначально нужно ребенку не для того, чтобы правильно отвечать на вопросы учителя. Английский язык должен помогать ему самовыразиться и самоутвердиться в игре, в пьеске, в общении с друзьями. Без такой мотивации каждого высказывания ребенка на уроке его интерес к изучению языка не может быть устойчивым, а само обучение эффективным. Ребенку важно увидеть, как в ходе игры он сможет проявить свою ловкость, изобретательность, смекалку. В дидактической игре ребенок быстрее выявит свои возможности, если ее начать с проблемной истории. Эта проблемная история служит предлогом для всей игры.
С помощью проблемной истории каждая песенка наполняется борьбой сил добра над злом и скукой. На каждом этапе изучения языкового материала песенки (игры) необходима новая проблемная история, которая наполнит ее новым смыслом.
Задача учителя – проявить изобретательность, фантазию в создании проблемных историй, это одно из проявлений педагогического мастерства.
Когда интерес к игре угасает, на помощь приходит музыка. Она создает яркую эмоциональную окраску уроков. Дети, переживая эмоциональное содержание песенки, готовы повторять ее множество раз, создавая миниспектакли. В результате создается ситуация языкового погружения и английский язык становится не предметом изучения, а реально востребованным средством самовыражения. Такое языковое погружение часто сохраняется и после того, как ребенок вернулся домой. Он продолжает напевать песенку и разыгрывать свои собственные этюды к ней.
Песенки очень эффективны на начальном этапе усвоения языковой конструкции. В дальнейшем эта же языковая конструкция используется в разнообразных предметных, пальчиковых, ролевых играх.
Мне очень нравится пальчиковый игротренинг. Пальчики могут изобразить и бег лошадки, и забавных гномиков (когда изучаем предлоги, и различных животных. Все их движения в ходе игры сопровождаются речью ребенка на английском языке. Во время таких игр дети становятся очень сосредоточенными. Им нелегко согласовывать движения своих пальчиков с речью на английском языке, но дело это плодотворное. Практически любая игра может быть превращена в пальчиковую. Необходимо только проявить немного фантазии.
Часто при использовании песенок, стихов, игр делаю к ним перевод на русском языке. Детям это очень нравится, и они запоминают, о чем песня или стихотворение.
С помощью игр и песенок английский язык с первых шагов его изучения может стать для ребенка средством развития и утверждения его личности, а само обучение перестает быть скучным и утомительным делом.
В настоящее время растёт интерес к раннему изучению английского языка. Дошкольный период считается благоприятным для изучения иностранного языка. Кроме того, в новом Федеральном государственном образовательном стандарте предусмотрено изучение иностранного языка со второго класса. Известно, что нагрузка на детей в начальных классах достаточно велика, как интеллектуальная, так и эмоциональная, поэтому знакомство с предметом “Иностранный язык” в дошкольном возрасте позволит не только подготовить ребенка к обучению, но и сформировать у него основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать накоплению базового лексического и словарного запаса. Раннее изучение иностранного языка позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.
Изучив потребности родителей и общества в раннем обучении детей иностранному языку, мы решили организовать кружок английского языка в дошкольном учреждении. Известно, что дошкольный период является сенситивным в плане овладения как родной, так и иностранной речью.
Недавние исследования ведущих университетов России, США и Канады показали, что дети, которые изучают иностранные языки в дошкольном возрасте, раньше овладевают чтением, способны гибко и на абстрактном уровне усваивать язык.
Мы не должны забывать о том, что в дошкольном возрасте изучение иностранного языка не является самоцелью, это один из способов интеллектуально-личностного развития ребенка, который направлен на воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности.
Многолетнее экспериментальное обучение иностранному языку подтвердило благотворное влияние предмета «Английский язык» на детей: на их общее психическое развитие (память, внимание, воображение, мышление, на выработку у ребят способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком, на речевое развитие детей в целом.
Как известно, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, на своих занятиях я широко использую различные виды развивающих игр на английском языке: подвижные, ролевые и настольные; артикуляционную и пальчиковую гимнастику, а также рифмовки и песенки, физкультминутки, театрализованные представления, современные аудио-и видеозаписи, которые способствуют всестороннему развитию личностных качеств ребёнка.
Особое место отводится творческой, самостоятельной работе обучающихся, которая включает в себя рисование, упражнения по раскрашиванию и обводке рисунков, соединению рифмующихся слов и т. д.
Мои занятия ведутся на английском языке. Используется так называемый метод устного опережения. Упор делается на навыки говорения и восприятия речи на слух. Темы, используемые на занятии, самые понятные: приветствия, счет, игрушки, цвета, фрукты, животные, части тела и т. п. На занятиях используются различные формы подачи материала: повторение за педагогом в игре, прослушивание песен, проговаривание фраз, просмотр видео роликов и мультфильмов на английском зыке и т. д.
На занятиях мною особое внимание уделяется фонетической стороне речи: произношение звуков. Чаще всего я предпочитаю начинать занятия фонетической разминки. Считалки, четверостишия, песенки направлены на развитие и совершенствование произносительных навыков, создание благоприятного эмоционального настроя. Физкультминутки не только снимают усталость и напряжение у детей, но и развивают их внимание и память. Кроме того, дети упражняются в произношении.
Большое внимание непосредственно уделяется пению. Пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память; несё т большой эстетический и воспитательный потенциал: происходит приобщение к музыкальной культуре страны изучаемого языка.
Используемые инновационные методы и современные формы и приемы работы делают процесс обучения увлекательным, а английский язык – новым, интересным способом общения; способствуют развитию творческого мышления, воображения, памяти, познавательного интереса, логики, координации рук, внимания, самостоятельности, организованности.
Так как занятия проводятся в непринужденной и дружелюбной атмосфере, дети приобретают уверенность в себе, у них повышается самооценка, они убеждаются в том, что учиться очень увлекательно и интересно.
Хочется надеяться, что раннее обучение английскому языку помогут моим детям хорошо учиться в школе и достичь больших успехов!