Светлана Орехова
Учебно-игровое пособие «Логические блоки Золтана Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
"Учебно-игровое пособие логические блоки Золтана Дьенеша. "
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются блоки Дьенеша.
С их помощью:
• Развивается логическое мышление
• Дети знакомятся с формой, цветом, размером, толщиной объектов
• Развиваются пространственные представления
• Воспитывается самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели
Темочки:
- Дьенеш З.П. Блоки Дьенеша
- Логические дидактические игры
- Математика, логика и сенсорика. Игры, дидактические пособия
- Темочки
• Развиваются познавательные процессы, мыслительные операции
• Развиваются творческие способности, воображение, фантазия, способности к моделированию и конструированию
Пособие состоит из 48 объемных геометрических фигур, и главная особенность набора в том, что ни одна из фигур в нем не повторяется! Все блоки отличаются между собой по четырем свойствам: форма, цвет, размер, толщина. Такой набор характеристик позволяет предложить малышу много интересных аналитических задач на сравнение, обобщение, классификацию, умение кодировать и декодировать информацию.
Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Методика Дьенеша подразумевает 6 обучающих этапов, зависящих от возрастных способностей детей:
1. игра без правил – ребенок учится работать с блоками, у него формируются математические представления; получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит малыша с заданием, которое ему нужно успешно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка.
2. игра по правилам; является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести.
3. занятие со сравнительным анализом; на этом этапе обучают детей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей.
4. репрезентация – ребенок играет в соответствии с предлагаемыми методиками, ориентируясь на обретенные знания; знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия рекомендуется использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.
5. творческие занятия, проводимые в соответствии с логическими представлениями; ребенок приходит к пониманию, что серия из двух и более шагов приводит к одному результату. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.
6. формализация – тот уровень занятий, при которых дошкольник уже способен делать выводы и обоснования. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема
Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно.
Предлагаю вам посмотреть игры с логическими блоками Дьениша.
Сортируем блоки по наличию одного признака
«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме). -красные -большие -круглые
«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме). -красные -большие -круглые
Рассадите перед малышом две игрушки, например, Зайку и Мишку и скажите, что Зайка любит круглые печенюшкии (печенюшками будут логические блоки Дьенеша, а Мишка квадратные. Пускай малыш разделит фигуры между игрушками соответственно их предпочтениям.
Аналогично сортировать фигуры можно и по цвету, размеру, толщине. Свойство толщины, как правило, ребенку дается труднее всего, поэтому займитесь им в последнюю очередь.
Игра «Что изменилось».
Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6, взрослый просит внимательно рассмотреть и запомнить считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» просит
закрыть глаза и убираю одну из фигур. Затем произносит считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и просит сказать, какой фигуры не стало. Когда ребенок уже хорошо справляются, задания усложняются его: фигурки не убираются, а меняются местами.
Игра «Какая фигурка лишняя».
Выкладываю три фигурки – две со схожими свойствами, а одна – отличающаяся. Например: два круга и один треугольник; две красные фигуры и одна – желтая; две тонкие и одна – толстая; две большие и одна –маленькая. Прошу назвать, какая фигура лишняя и почему.
«Чудесный мешочек» Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.
"Бусы» Выложите перед ребенком ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный. (можно чередовать по форме, размеру и толщине). Предложите сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.
«Продолжи ряд» Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.
«Найди клад» Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы. Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.
"Выложи картинку». Задача малыша разобраться, какой именно элемент из комплекта надо приложить к рисункам (например, треугольник – это крыша домика, также надо верно подобрать цвет и размер, в итоге правильно наслоить элементы друг на друга соответственно предлагаемым аналогичным элементам изображения.
Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т. д.
Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Логические блоки можно использовать в различных увлекательных играх, их варианты можно придумывать самостоятельно. Главное, чтобы детям нравились такие занятия, а в процессе игр он будет становиться с каждым днем все умнее, развивать память, речь, логическое мышление.