Елена Казинцева
Конспект НОД для старших дошкольников «Ты подумай о природе — нам ещё здесь жить»
▼ Скачать +Заказ
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда»
Тема: «Ты подумай о природе – нам ещё здесь жить!»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор: Казинцева Елена Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
2023 г.
Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Ты подумай о природе — нам ещё здесь жить“» размещена в разделах
Цель: формировать экологическую культуру у детей.
Задачи:
Образовательные
Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное
отношение к природе, почему необходимо беречь природу.
Сформировать представление о многообразии природного мира.
Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе.
Развивающие.
Развивать: потребность общения с природой и окружающим миром,
чувство сопереживания и участия в окружающей человека действительности,
логическое мышление, наблюдательность, внимание, диалогическую речь.
Воспитательные.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Предварительная работа:
Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила поведения в природе», «Что такое природа?»
Д/ игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Что сначала, что потом?», «Хорошо — плохо», «Угадай по голосу», «Угадай животное», «Не скажи, а покажи».
Просмотр презентаций: «Лес и его голоса», «Мы – защитники природы!», «Виды леса».
Чтение стихотворений, рассказов, сказок о природе.
Рассматривание иллюстраций «Лес – наше богатство».
Материалы и оборудование: цветной картон, клей, искусственные елочки, пенечки, магнитофон с аудио - записями к некоторым фрагментам занятия, проектор, компьютер для просмотра слайдов.
Ход занятия:
Организационный момент.
Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Как на улице светло и тепло!
А какое сегодня солнышко? (Теплое, яркое, ласковое)
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Открыт дворец со всех сторон,
Внутри в нём множество колонн,
Над ними сверху есть шатры,
Внизу ковры чудной красы.
И жители в дворце том есть,
И их ни счесть – ни перечесть!
Живут они и на шатрах,
И на колоннах, на коврах.
- Ребята, скажите, о чем эта загадка? (О лесе) (Слайд 1)
- А, почему лес называют дворцом? (Потому, что лес огромен).
- Что за колонны стоят в нём? (Высокие деревья).
- Что автор загадки сравнивает с шатрами? (Зеленые кроны, которые вверху сплетаются между собой). (Слайд 2)
- Разве в лесах кто-то расстилает по земле ковры? (Это трава, которая растёт густым ровным слоем и напоминает издали ковры).
- Ребята, а вы, любите лес? (Ответы детей)
Релаксация «Путешествие в волшебный лес»
«Закройте глаза. Представьте себе, что вокруг вас много деревьев, кустарников и ароматных цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами природы : пахнет влажная земля, ветер доносит едва уловимый аромат цветов и запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи травы. Сохраните это ощущение на весь день».
Откройте глаза и скажите, кто из вас с родителями был в лесу? (Ответы детей)
- А что больше всего вам понравилось в лесу? (Ответы детей)
- Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к природе. Все согласны? (Ответы детей)
- Я думаю, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
Нельзя шуметь, бегать в лесу. (Слайд 3)
Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса. (Слайд 4)
Не стоит подходить близко к гнёздам птиц. (Слайд 5)
В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. (Слайд 6)
Нельзя разжигать костёр. (Слайд 7)
Молодцы, ребята! Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.
- Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу, а это значит, что мы с вами можем отправляться в путь.
Физкультминутка
- А пойдем мы с вами по лесным тропинкам. (Дети выполняют задания).
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка,
И как серый волк-волчишка.
- И вот мы с вами в лесу…
Беседа «В лесу»
Животный мир леса богат и разнообразен. Все животные леса прекрасно приспособились к условиям жизни в лесу.
А каких животных мы можем встретить в нашем лесу?
Дети рассказывают:
- Большого, бурового, косолапого медведя. (Слайд 8)
- Хитрую, рыжую, с пушистым хвостом лису. (Слайд 9)
- Серого, хищного, сильными ногами волка. (Слайд 10)
- Шуструю, ловкую, быструю белку. (Слайд 11)
- Длинноухого, быстрого зайца. (Слайд 12)
- Колючего, маленького, умеющего сворачиваться клубком – ежа. (Слайд 13)
- Посмотрите, мы с вами очутились на лесной полянке. Смотрите, здесь чьи-то следы…
Игра «Чьи следы?» (Слайды 14 – 15)
- Ребята что вы слышите? Чьи это голоса?
- Верно. В лесу живет много разных птиц. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей)
Давайте присядем на пенечки послушаем голоса лесных птиц. (Слайд 16)
- Ребята слышите…Ку-ку, ку-ку! Кто живёт в этом лесу? (Кукушка)
(Слайд 17)
- Слышите барабанную дробь, как будто, кто-то стучит в барабан? Кто это может быть? (Дятел) (Слайд 18)
Невозможно представить себе наш лес без птичьих песен. Особенно звонкие и красивые песни поются весной. Прибывают перелетные птицы, и лес наполняется их голосами.
Но, птицы не только поют песни, но и приносят человеку огромную пользу.
Какую же пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых
и личинок, ловят мышей и полёвок, поедают семена сорняков)
Да, ребята, вы всё правильно сказали.
Птицы, как и люди - живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц? (Ответы детей)
Молодцы, ребята, много вы знаете о птицах нашего края. Но мало просто любить птиц, нужно их охранять, помогать им зимой. Давайте станем для птиц настоящими друзьями.
- Как хорошо в лесу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели, шуршат крыльями стрекозы, стрекочут кузнечики, ползет в траве жук. Где бы мы с вами ни находились, мы всегда встречаемся с насекомыми.
Их в лесу очень много. (Слайд 19)
Насекомые хлопочут, наполняя жизнью лес:
Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят.
Каждый занят важным делом: золотистая пчела
На цветок душистый села, сок медовый собрала.
Вот в кустах возле тропинки деловитый муравей,
Уцепившись за травинку, доит усиками тлей.
Ты не трогай их не надо, ты сачком их не лови!
Пусть живут с тобою рядом мотыльки и муравьи!
- Ребята, а вы знаете, чем питаются насекомые? (Ответы детей)
- Правильно, ребята. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов, перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы в лесу красивых цветов! Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.
После того, как на цветок попала пыльца с соседнего цветка, на нем начинает созревать плод с семенами. Семена у разных цветов разные, они отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. Придет время, семена попадут в землю, прорастут и дадут жизнь новым растениям. И зацветут прекрасные цветы.
(Слайд 20)
Предложить детям немного пофантазировать и составить свой цветок.
Дети из цветной бумаги составляют каждый свой цветок.
-Ребята, наше путешествие подходит к концу
- Давайте вспомним о том, что дает природа человеку. А теперь давайте подумаем вместе : будет ли природе хуже, если мы сломаем несколько веточек или просто так сорвем 2 – 3 красивых цветка? Или поймаем одну – единственную необыкновенную бабочку. (Ответы детей).
Да, ребята, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесенная природе. И если каждый из нас нанесет природе такую рану, что станет с природой?
- Что же мы можем сделать, чтобы природе стало лучше? (Беречь ее) Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас они внесены в «Красную книгу». Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.
- Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном:
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
- Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлено
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что показалось самым интересным? (Ответы детей)
- Ребята, если вам понравилось занятие посадите свой цветок на зелёную полянку, если не понравилось, то посадите свой цветок на красную полянку.
Список используемой литературы:
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) : пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. Н. Казаручик. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005.- 88 с. : ил.
Ладутько, Л. К. Ребёнок познаёт мир природы : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Мн. : УП «Технопринт»,2005.- 228 с.
Сайты интернета для воспитателей, журнал «Обруч»