Получи документы

Конспект НОД для старших дошкольников «Ты подумай о природе — нам ещё здесь жить»

Елена Казинцева
Конспект НОД для старших дошкольников «Ты подумай о природе — нам ещё здесь жить»
▼ Скачать +Заказ

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 301 Красноармейского района Волгограда»

Конспект НОД по экологии

Тема: «Ты подумай о природе – нам ещё здесь жить

(для детей старшего дошкольного возраста)

Автор: Казинцева Елена Анатольевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

2023 г.

Публикация «Конспект НОД для старших дошкольников „Ты подумай о природе — нам ещё здесь жить“» размещена в разделах

Цель: формировать экологическую культуру у детей.

Задачи:

Образовательные

Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чему ведет небрежное

отношение к природе, почему необходимо беречь природу.

Сформировать представление о многообразии природного мира.

Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе.

Развивающие.

Развивать: потребность общения с природой и окружающим миром,

чувство сопереживания и участия в окружающей человека действительности,

логическое мышление, наблюдательность, внимание, диалогическую речь.

Воспитательные.

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Лес и его обитатели», «Красная книга», «Правила поведения в природе», «Что такое природа

Д/ игры: «Четвертый лишний», «Угадай по силуэту», «Что сначала, что потом?», «Хорошо — плохо», «Угадай по голосу», «Угадай животное», «Не скажи, а покажи».

Просмотр презентаций: «Лес и его голоса», «Мы – защитники природы, «Виды леса».

Чтение стихотворений, рассказов, сказок о природе.

Рассматривание иллюстраций «Лес – наше богатство».

Материалы и оборудование: цветной картон, клей, искусственные елочки, пенечки, магнитофон с аудио - записями к некоторым фрагментам занятия, проектор, компьютер для просмотра слайдов.

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный день. Как на улице светло и тепло!

А какое сегодня солнышко? (Теплое, яркое, ласковое)

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Открыт дворец со всех сторон,

Внутри в нём множество колонн,

Над ними сверху есть шатры,

Внизу ковры чудной красы.

И жители в дворце том есть,

И их ни счесть – ни перечесть!

Живут они и на шатрах,

И на колоннах, на коврах.

- Ребята, скажите, о чем эта загадка? (О лесе) (Слайд 1)

- А, почему лес называют дворцом? (Потому, что лес огромен).

- Что за колонны стоят в нём? (Высокие деревья).

- Что автор загадки сравнивает с шатрами? (Зеленые кроны, которые вверху сплетаются между собой). (Слайд 2)

- Разве в лесах кто-то расстилает по земле ковры? (Это трава, которая растёт густым ровным слоем и напоминает издали ковры).

- Ребята, а вы, любите лес? (Ответы детей)

Релаксация «Путешествие в волшебный лес»

«Закройте глаза. Представьте себе, что вокруг вас много деревьев, кустарников и ароматных цветов. Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами природы : пахнет влажная земля, ветер доносит едва уловимый аромат цветов и запах сосен. Вы слышите пение птиц, шорохи травы. Сохраните это ощущение на весь день».

Откройте глаза и скажите, кто из вас с родителями был в лесу? (Ответы детей)

- А что больше всего вам понравилось в лесу? (Ответы детей)

- Сегодня, ребята, я предлагаю вам отправиться в гости к природе. Все согласны? (Ответы детей)

- Я думаю, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.

Нельзя шуметь, бегать в лесу. (Слайд 3)

Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса. (Слайд 4)

Не стоит подходить близко к гнёздам птиц. (Слайд 5)

В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. (Слайд 6)

Нельзя разжигать костёр. (Слайд 7)

Молодцы, ребята! Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок.

- Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу, а это значит, что мы с вами можем отправляться в путь.

Физкультминутка

- А пойдем мы с вами по лесным тропинкам. (Дети выполняют задания).

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Пойдем мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька-трусишка,

И как серый волк-волчишка.

- И вот мы с вами в лесу…

Беседа «В лесу»

Животный мир леса богат и разнообразен. Все животные леса прекрасно приспособились к условиям жизни в лесу.

А каких животных мы можем встретить в нашем лесу?

Дети рассказывают:

- Большого, бурового, косолапого медведя. (Слайд 8)

- Хитрую, рыжую, с пушистым хвостом лису. (Слайд 9)

- Серого, хищного, сильными ногами волка. (Слайд 10)

- Шуструю, ловкую, быструю белку. (Слайд 11)

- Длинноухого, быстрого зайца. (Слайд 12)

- Колючего, маленького, умеющего сворачиваться клубком – ежа. (Слайд 13)

- Посмотрите, мы с вами очутились на лесной полянке. Смотрите, здесь чьи-то следы…

Игра «Чьи следы?» (Слайды 14 – 15)

- Ребята что вы слышите? Чьи это голоса?

- Верно. В лесу живет много разных птиц. Каких птиц вы знаете? (Ответы детей)

Давайте присядем на пенечки послушаем голоса лесных птиц. (Слайд 16)

- Ребята слышите…Ку-ку, ку-ку! Кто живёт в этом лесу? (Кукушка)

(Слайд 17)

- Слышите барабанную дробь, как будто, кто-то стучит в барабан? Кто это может быть? (Дятел) (Слайд 18)

Невозможно представить себе наш лес без птичьих песен. Особенно звонкие и красивые песни поются весной. Прибывают перелетные птицы, и лес наполняется их голосами.

Но, птицы не только поют песни, но и приносят человеку огромную пользу.

Какую же пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых

и личинок, ловят мышей и полёвок, поедают семена сорняков)

Да, ребята, вы всё правильно сказали.

Птицы, как и люди - живые существа. Но они маленькие и не могут себя защитить. А маленьких и слабых обижать нельзя! Что вы можете предложить для охраны птиц? (Ответы детей)

Молодцы, ребята, много вы знаете о птицах нашего края. Но мало просто любить птиц, нужно их охранять, помогать им зимой. Давайте станем для птиц настоящими друзьями.

- Как хорошо в лесу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы. Над ними порхают нарядные мотыльки и бабочки, жужжат пчелы и шмели, шуршат крыльями стрекозы, стрекочут кузнечики, ползет в траве жук. Где бы мы с вами ни находились, мы всегда встречаемся с насекомыми.

Их в лесу очень много. (Слайд 19)

Насекомые хлопочут, наполняя жизнью лес:

Там кузнечики стрекочут, тут комарики звенят.

Каждый занят важным делом: золотистая пчела

На цветок душистый села, сок медовый собрала.

Вот в кустах возле тропинки деловитый муравей,

Уцепившись за травинку, доит усиками тлей.

Ты не трогай их не надо, ты сачком их не лови!

Пусть живут с тобою рядом мотыльки и муравьи!

- Ребята, а вы знаете, чем питаются насекомые? (Ответы детей)

- Правильно, ребята. Пчелы, шмели, бабочки, мухи любят угоститься сладким нектаром цветов, перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу и опыляют растения. Без этих насекомых не было бы в лесу красивых цветов! Цветы привлекают насекомых не только яркой окраской лепестков, но и ароматом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов. Вот и получается, что цветы «подзывают» и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их.

После того, как на цветок попала пыльца с соседнего цветка, на нем начинает созревать плод с семенами. Семена у разных цветов разные, они отличаются друг от друга по форме, размеру, цвету. Придет время, семена попадут в землю, прорастут и дадут жизнь новым растениям. И зацветут прекрасные цветы.

(Слайд 20)

Предложить детям немного пофантазировать и составить свой цветок.

Дети из цветной бумаги составляют каждый свой цветок.

-Ребята, наше путешествие подходит к концу

- Давайте вспомним о том, что дает природа человеку. А теперь давайте подумаем вместе : будет ли природе хуже, если мы сломаем несколько веточек или просто так сорвем 2 – 3 красивых цветка? Или поймаем одну – единственную необыкновенную бабочку. (Ответы детей).

Да, ребята, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это рана, нанесенная природе. И если каждый из нас нанесет природе такую рану, что станет с природой?

- Что же мы можем сделать, чтобы природе стало лучше? (Беречь ее) Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас они внесены в «Красную книгу». Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите человека. Иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли.

- Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном:

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

- Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зеленой

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлено

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что показалось самым интересным? (Ответы детей)

- Ребята, если вам понравилось занятие посадите свой цветок на зелёную полянку, если не понравилось, то посадите свой цветок на красную полянку.

Список используемой литературы:

В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005

О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

Казаручик, Г. Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст) : пособие для педагогов дошк. учреждений/ Г. Н. Казаручик. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер»,2005.- 88 с. : ил.

Ладутько, Л. К. Ребёнок познаёт мир природы : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования/ Л. К. Ладутько, С. В. Шкляр. - Мн. : УП «Технопринт»,2005.- 228 с.

Сайты интернета для воспитателей, журнал «Обруч»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе»Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе» Консультация для родителей. Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей.

Фотоотчет о деловой игре «Хочу здесь жить»Фотоотчет о деловой игре «Хочу здесь жить» Фотоотчет о Деловой игре "Хочу здесь жить".Педагоги нашего детского сада приняли участие в деловой игре "Хочу здесь жить", которую организовали.

Фотоотчёт о тематическом дне «Чудесная наша планета Земля — здесь все для комфорта, здесь все для жилья»Фотоотчёт о тематическом дне «Чудесная наша планета Земля — здесь все для комфорта, здесь все для жилья» 20 марта 2023 года все жители планеты празднуют Всемирный день Земли. Торжество приурочено ко Дню весеннего равноденствия, когда длительность.

Фотоотчёт «Осень. Труд младших дошкольников в природе»Фотоотчёт «Осень. Труд младших дошкольников в природе» В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Конспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольниковКонспект НОД «Ноткин домик» для старших дошкольников Ноткин домик Задачи Познакомить с нотами (их названием) Дать представление о нотном стане и скрипичном ключе Пособия: музыкальная ширмочка.

Конспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольниковКонспект НОД по лепке «Овощи» для старших дошкольников Конспект Нод по лепке «Овощи» Программные задачи: 1) Развивать умение лепить с натуры знакомые предметы (овощи, передавая их характер.

Труд дошкольников в природе (фотоотчет)Труд дошкольников в природе (фотоотчет) Много радости доставляет ребенку разнообразный труд в природе, а также способствует его всестороннему развитию. В процессе труда у детей.

Труд в природе и экологическое воспитание дошкольниковТруд в природе и экологическое воспитание дошкольников Огород в детском саду является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду. А.

Экологический праздник для дошкольников «Прикоснись сердцем к природе …»Экологический праздник для дошкольников «Прикоснись сердцем к природе …» Экологический праздник для дошкольников. «Прикоснись сердцем к природе ….» Вед: Здравствуйте ребята, сегодня мы собрались в этом зале,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД для старших дошкольников «Ты подумай о природе — нам ещё здесь жить»
Опубликовано: 13 января 2024 в 19:12
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД для старших дошкольников «Ты подумай о природе — нам ещё здесь жить»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Казинцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД