Марина Викторовна Лобанова
Творчество детей под влиянием произведений искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Современная ориентация системы дошкольного образования требует от педагога умения видеть в ребенке начало формирования личности. Поэтому не случайно появление в педагогической практике тенденции к интеграции содержания форм работы с детьми.
Особенно важно появление интеграции в творческом развитии детей. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие – способ существования личности. Организация интересной, содержательной жизни ребенка в детском саду, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов, и будет материалом, необходимым для работы воображения. Все это помогает творческому развитию детей в изобразительной деятельности.
Публикация «Творчество детей под влиянием произведений искусства» размещена в разделах
И здесь важно взаимопроникновение разных видов искусства : музыка, поэзия, изобразительного искусства.
Общение с искусством позволяет разбудить чувства детей, создать атмосферу творчества. Ребенок увлечен тем, что делает. При этом он чувствует себя свободно, раскрепощенно, комфортно. Это возможно, если на занятие или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера веры в силы ребенка, поддержка его при неудачах, совместная радость его достижениям. Накопленный опыт, полученный от общения с произведениями искусства, ребенок стремиться выразить в рисунках. Изображение по литературным, музыкальным произведения – это всегда изображение по представлению (воображению). Процесс создания творческого образа на таких занятиях требует большой предварительной работы. Воспитатель целенаправленно обогащает впечатления детей, проводит индивидуальные наблюдения, читает детям, предлагает прослушать музыку, рассматривает с детьми произведения искусства.
Важно вызвать у детей интерес к теме, мотивировать задания, напомнить о необходимости создания разнообразных, относительно неповторимых образов. Изобразительная деятельность на занятии на основе литературного произведения при всех особенностях предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. Важно, чтобы ребенок за словом увидел образ, а затем воплотил его изобразительным языком, передав свое отношение. То же самое требуется при создании образа на основе музыкального произведения.
Степень же эстетического восприятия музыки зависит от понимания дошкольником языка этого искусства. Понимание и эстетический отклик на художественный образ в любом виде искусства основывается на непосредственном познании окружающего мира. Чем богаче это познание, чем ярче образы дошкольников, тем богаче представления и чувства от восприятия стихов, музыки, художественного произведения.
Методика таких занятий двухэтапная: сначала детям обеспечивается полноценное эстетическое восприятие произведений искусства, а затем формируются изобразительные представления на основе восприятия от произведений искусства. Гораздо эффективнее – сочетание художественной и изобразительной деятельности в едином занятии. В ходе такого занятия дети переживают своего рода эмоциональный подъем.
В интегрированном занятии есть систематизирующее начало – задача развития детского творчества.
Велика роль педагога на таком занятии, его личностное влияние на детей. Он показывает не только пример искреннего чувства, отношения к искусству, но и способность построить и вести такое занятие, проявив творческий вкус, чувство меры, способность к импровизации. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.