Оксана Гридь
Трудовое воспитание в семье как основа всестороннего развития личности ребенка с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка, как здорового, так и с нарушением зрения. Трудолюбие не даётся от природы, оно должно воспитываться с самого раннего детства. Таким образом, именно в семье закладываются основы трудового воспитания.
Публикация «Трудовое воспитание в семье как основа всестороннего развития личности ребенка с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Если раньше дети с нарушением зрения трудились с раннего возраста, то сейчас многие родители в силу своей занятости и нехватки терпения ограждают таких детей в труде, делая всё сами, тем самым оказывая «медвежью услугу».
Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей с нарушением зрения, овладение умениями и навыками. Родители даже не задумываются, что труд ребёнка с нарушением зрения связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности. Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет детям с нарушением зрения реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка с нарушением зрения. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Выделяют основные принципы трудового воспитания детей в семье :
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка с нарушением зрения уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка с нарушением зрения при распределении трудовых поручений;
- поощрение прилежного выполнения поручений, проявление самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме.
Итак, в семье труд для детей с нарушением зрения должен быть посильным. У ребёнка с нарушением зрения могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно. Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В более старшем возрасте, ребенок нарушением зрения уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, полить комнатные растения и т. д. И вовсе не обязательно возлагать на плечи ребенка нарушением зрения уборку всей квартиры, можно, например, попросить его обтереть пыль с подоконников или помочь маме в приготовлении ужина.
Помните, давая поручения детям с нарушением зрения, необходимо доступно объяснить, что, зачем и почему делается. Ребенку с нарушением зрения необходимо знать, зачем ему выполнять те, или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Нужно рассказать с какой целью мы выполняем ту или иную работу. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придётся, есть из грязной посуды. Необходимо помочь ребенку с нарушением зрения ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна.
Никогда не заставляйте детей с нарушением зрения насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более такая работа не будет отличаться качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок с нарушением зрения может не обратить внимания, что вам трудно и, что вы были бы не против, принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Учите детей с нарушением зрения доводить начатую ими работу до конца, не торопите и не подгоняйте их, умейте ждать, пока они завершит работу сами.
Труд для ребёнка с нарушением зрения не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей. Игровые образы помогают детям с нарушением зрения выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка с нарушением зрения проще приучить к труду. Например, ваш дом – это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.
Постепенно у ребёнка с нарушением зрения складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности.
Труд детей с нарушением зрения не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Необходимо чтобы труд приносил ребёнку с нарушением зрения удовольствие. Похвалите его за достигнутые им результаты. Похвала может быть выражена словами или же организацией совместного семейного развлечения (похода в кино, парк и т. д., ни в коем случае не поощряйте ребёнка деньгами, это может сформировать у него навык делать всё за деньги. Любой труд должен быть поощрен, даже если ребенок с нарушением зрения сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат всегда должны сопровождаться положительными эмоциями.
Параллельно с этим необходимо воспитывать у детей с нарушением зрения уважение к труду взрослых, бережное отношение к его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка с нарушением зрения малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых. Деятельность взрослых служит детям с нарушением зрения образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок с нарушением зрения будет стремиться к этому. Когда ребенок с нарушением зрения видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей с нарушением зрения хорошим примером. Когда в семье ребенок с нарушением зрения слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей, это расширяет представления ребенка о труде взрослых, об их профессиях, формирует интерес и уважение к трудовой деятельности родителей.
Советы родителям:
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности и особенности нарушения зрения своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку с нарушением зрения, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей с нарушением зрения.
5. Учите ребенка с нарушением зрения уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Чаще поощряйте ребенка с нарушением зрения за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы
7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка с нарушением зрения.