Папки-передвижки

Трудовое воспитание в семье как основа всестороннего развития личности ребенка с нарушением зрения

Оксана Гридь
Трудовое воспитание в семье как основа всестороннего развития личности ребенка с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребёнка, как здорового, так и с нарушением зрения. Трудолюбие не даётся от природы, оно должно воспитываться с самого раннего детства. Таким образом, именно в семье закладываются основы трудового воспитания.

Темочки:

Если раньше дети с нарушением зрения трудились с раннего возраста, то сейчас многие родители в силу своей занятости и нехватки терпения ограждают таких детей в труде, делая всё сами, тем самым оказывая «медвежью услугу».

Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей с нарушением зрения, овладение умениями и навыками. Родители даже не задумываются, что труд ребёнка с нарушением зрения связан с потребностью к активному участию в жизни взрослых и стремлению к самостоятельности. Участие в хозяйственно — бытовом труде позволяет детям с нарушением зрения реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности : отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.

Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка с нарушением зрения. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.

Выделяют основные принципы трудового воспитания детей в семье :

- приобщение к труду через самообслуживание;

- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;

- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;

- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;

- организация обучения выполнению трудовых операций;

- формирование у ребенка с нарушением зрения уверенности в важности выполнения порученной ему работы;

- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка с нарушением зрения при распределении трудовых поручений;

- поощрение прилежного выполнения поручений, проявление самостоятельности и инициативы;

- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме.

Итак, в семье труд для детей с нарушением зрения должен быть посильным. У ребёнка с нарушением зрения могут быть домашние обязанности, которые он выполняет постоянно. Например, уход за своей обувью, одеждой, игрушками. В более старшем возрасте, ребенок нарушением зрения уже может мыть за собой тарелку, ухаживать за домашними питомцами, полить комнатные растения и т. д. И вовсе не обязательно возлагать на плечи ребенка нарушением зрения уборку всей квартиры, можно, например, попросить его обтереть пыль с подоконников или помочь маме в приготовлении ужина.

Помните, давая поручения детям с нарушением зрения, необходимо доступно объяснить, что, зачем и почему делается. Ребенку с нарушением зрения необходимо знать, зачем ему выполнять те, или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Нужно рассказать с какой целью мы выполняем ту или иную работу. Например, если цветы не полить – они могут погибнуть; если мы не помоем посуду, то придётся, есть из грязной посуды. Необходимо помочь ребенку с нарушением зрения ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна.

Никогда не заставляйте детей с нарушением зрения насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более такая работа не будет отличаться качеством. Помощь должна отходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок с нарушением зрения может не обратить внимания, что вам трудно и, что вы были бы не против, принять от него помощь. Здесь можно немного схитрить: поохать да поахать: «Ах, как я устала», «Ох, спина болит». Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.

Учите детей с нарушением зрения доводить начатую ими работу до конца, не торопите и не подгоняйте их, умейте ждать, пока они завершит работу сами.

Труд для ребёнка с нарушением зрения не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей. Игровые образы помогают детям с нарушением зрения выполнять работу с большим интересом. За игрой ребенка с нарушением зрения проще приучить к труду. Например, ваш дом – это космический корабль, и его нужно вычистить перед отлетом. Маленькие дети легко очеловечивают неодушевленные предметы – это качество можно эффективно использовать. Скажите ребенку от имени игрушки, что ей холодно лежать на полу, или пусть мишка попросит, чтобы его посадили на полку.

Постепенно у ребёнка с нарушением зрения складывается положительное отношение не только к тем видам труда, которые связаны с игрой, но и к тем, которые не так интересны, но необходимы, то есть происходит осознание важности трудовой деятельности.

Труд детей с нарушением зрения не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Необходимо чтобы труд приносил ребёнку с нарушением зрения удовольствие. Похвалите его за достигнутые им результаты. Похвала может быть выражена словами или же организацией совместного семейного развлечения (похода в кино, парк и т. д., ни в коем случае не поощряйте ребёнка деньгами, это может сформировать у него навык делать всё за деньги. Любой труд должен быть поощрен, даже если ребенок с нарушением зрения сделал что-нибудь не так. А если он что-либо разобьет, сломает, не вздумайте ругать его, ведь ребенок хотел помочь. Труд и его результат всегда должны сопровождаться положительными эмоциями.

Параллельно с этим необходимо воспитывать у детей с нарушением зрения уважение к труду взрослых, бережное отношение к его результатам. Слова нотации, как известно, методы для ребенка с нарушением зрения малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых. Деятельность взрослых служит детям с нарушением зрения образцом для подражания. Если сами взрослые трудятся с энтузиазмом, то и ребенок с нарушением зрения будет стремиться к этому. Когда ребенок с нарушением зрения видит, что труд для взрослых – это тяжёлое бремя, то и сам будет относиться аналогично. Поэтому сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей с нарушением зрения хорошим примером. Когда в семье ребенок с нарушением зрения слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей, это расширяет представления ребенка о труде взрослых, об их профессиях, формирует интерес и уважение к трудовой деятельности родителей.

Советы родителям:

1. Будьте последовательны в своих требованиях.

2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности и особенности нарушения зрения своих детей.

3. Прежде чем поручить что-либо ребенку с нарушением зрения, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.

4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей с нарушением зрения.

5. Учите ребенка с нарушением зрения уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.

6. Чаще поощряйте ребенка с нарушением зрения за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы

7. Тактично оценивайте результаты труда ребенка с нарушением зрения.

Публикации по теме:

Сенсорная коробка как основа речевого развития ребенкаСенсорная коробка как основа речевого развития ребенка Цель : Развитие речи посредством тактильных манипуляций разнообразными предметами. Задачи • Расширять тактильный опыт, активизируя в словаре.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье»Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье» Фотоотчет «Трудовое воспитание детей в ДОУ и в семье» В современном обществе развитие трудовых навыков и ценностей играет важную роль в.

Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье»Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье» Стенгазета:"Я-родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье". Взаимодействие с родителями. В рамках участия во всероссийской акции "Я-родитель",.

Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье» Трудовое воспитание в детском саду не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Ведь в семье имеются наиболее благоприятные.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»Отчет по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка» В процессе работы с родителями, в беседах с детьми и взрослыми мы узнали, что на самом деле родители читают ребятам очень мало. В некоторых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Трудовое воспитание в семье как основа всестороннего развития личности ребенка с нарушением зрения
Опубликовано: 31 мая 2024 в 13:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Трудовое воспитание в семье как основа всестороннего развития личности ребенка с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Гридь (УИ 2862177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД