Дурнова Светлана
Круглый стол «Трудовое воспитание детей: за и против. Методы и приемы трудового воспитания детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Рассмотреть методы и приемы трудового воспитания детей с ОВЗ, раскрыть спектр мнений педагогов по вопросам обсуждения с разных точек зрения.
Здравствуйте, коллеги. Рада приветствовать вас на нашем мероприятии, желаю вам плодотворной и нескучной работы.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Круглый стол для педагогов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Тема круглого стола : «Трудовое воспитание детей с ОВЗ : за и против. Методы и приемы трудового воспитания детей с ОВЗ.»
Ведущий:В изменившихся социально-экономических условиях жизни весьма заметно проявилась тенденция ослабления внимания к проблемам трудового воспитания молодого поколения. Трудовому воспитанию недостаёт целенаправленности и систематичности. В результате всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не имеют представлений об истинной стоимости и ценности вещей, о том, какой труд в них вложен. Некоторое время назад вопросов о значимости трудового воспитания не возникало. Трудиться должны были все и хотели почти все. Сегодня и мы, педагоги, и родители озадачены вопросами:
Слайд 2.
1. Нужно ли трудовое воспитание у дошкольников? Какие возможности имеет трудовое воспитание?
2. Зачем трудовое воспитание у детей с ОВЗ? Если вложения огромны, в плане физических и духовных сил и времени, польза труда - минимальна, значимость не очевидна, результат отсутствует на данном возрастном этапе у данной категории детей. ?
Ведущий: Рассмотрим трактовку термина *трудовое воспитание*
Слайд 3. В соответствии с ФГОС ДО под термином *трудовое воспитание* принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.
В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:
-Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
-Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
-Воспитание уважительного отношения к любому труду.
Ведущий: У каждого труда есть своя специфика, в том числе и у детского. Давайте подумаем в чем заключается Специфика детского труда?
Слайд 4
ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;
труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Слайд 5. Вопрос: «КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ГДЕ И КОГДА ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ?»
В семье. Совершенно верно. Умение трудиться не заложено в человеке природой, данный навык должен быть сформирован. И чем раньше начнется процесс трудового воспитания, тем лучше для ребенка. Самый подходящий период привития трудовых навыков у детей – это дошкольный период. Трудовое воспитание дошкольников ставит перед собой цель – научить ребенка быть трудолюбивым, привить ему обще трудовые умения, развить чувство ответственности к выполняемой работе.
А если нет семьи?
А если в семье установка- наработается еще. пусть в детстве побездельничает?
Слайд 6
ВЕДУЩИЙ: Коллеги, на ваш взгляд труд в семье – НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?»
Трудовое воспитание детей в детском саду – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни.
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает, что мы добились каких-то результатов, необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически.
Задачами воспитания трудовой активности в детском саду — является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, так и развитие интереса к трудовой деятельности, творческого подхода к процессу труда.
Вопрос: «КАК, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЧТО МОЖЕТ СТИМУЛИРОВАТЬ ДЕТЕЙ НА ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ?»
Значительную роль в формировании положительного отношения детей к труду играет общественное признание. Это поднимает настроение у ребят, выявляет у них сознательное отношение к необходимости трудиться на общую пользу. Одобрение взрослых особенно важно тогда, когда ребенок испытывает внутреннее удовлетворение от сознания, что он добился успеха в выполнении трудового задания. Столь же важны в случае необходимости и порицания.
Система поощрений Слайд 7
Шаг 1: «Сделать неприятное - приятным». Например, ребята не хотят мыть пол, не хотят делать влажную уборку. Им даются новые, красочные вёдра, разноцветные тряпочки - это их привлекает, делаю в ведре пену. Дети с удовольствием начинают делать все, что от них требуется. В работу можно включить конкурсы.
Шаг 2: «На один минус два плюса». Не скупиться на похвалу. Есть дети, которые нуждаются в дополнительной стимуляции. Необходимо всегда признавать их достижения.
Шаг 3: Замените «Не умею, не могу!» на «А я попробую!» с целью преодоления феномена избегания неудачи. Дети «нытики» очень часто негативно настроены на работу. И они нуждаются в том, чтобы их оценили по достоинству – их заранее, «авансом» надо одобрить и похвалить.
Шаг 4: «Система поощрений» - аплодисменты, выставки работ, звёзды (наклейки, награды, экраны чистоты с картинками и др.
В последнее время наблюдается тенденция роста количества детей с особенностями развития, остро встает вопрос о реабилитации, социализации и включении их в дальнейшем в жизнь общества.
Назовите виды труда для детей с ОВЗ. : слайд 8
Различают четыре основных вида детского труда : самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим самого себя. Этот вид трудовой деятельности очень важен, так как он учит ребенка обходиться без помощи взрослого, самостоятельно содержать себя в чистоте и удобстве. Воспитательное значение этой трудовой деятельности - жизненно необходимо. Сначала нужно правильно организовать эту деятельность, а дальше после ежедневно повторяемых действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.
Хозяйственно – бытовой труд. Также необходимый вид труда дошкольников. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных моментов. Детей важно научить замечать любое нарушения порядка в группе или на участке и по собственному желанию устранять его. Эта деятельность воспитывает заботливое отношение к сверстникам.
Труд в природе - это участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, на клумбах. Этот вид труда развивает наблюдательность, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение ко всему живому, любовь к родной природе. У детей развиваются интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. Труд в природе приносит детям много радости и содействует их всестороннему развитию.
Ручной или художественный труд - изготовление поделок из картона, бумаги, дерева, природного материала, бросового материала. В процессе труда дети осваивают навыки работы инструментами. Все это развивает фантазию, творческие способности; улучшает моторику мелких мышц рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Трудовая деятельность воспитанников с ОВЗ должна быть организована с соблюдением следующих условий:
- объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;
- трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни.
- в случае отказа ребенка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;
- обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности.
Формами трудового воспитания для детей с ОВЗ являются :
- индивидуальная форма (выполнение посильных трудовых поручений);
- коллективная (общественно полезный труд)
- групповая (утренники, праздники на тему труда)
Выбор методов проведения работы по трудовому воспитанию для каждого труда зависит от образовательных и воспитательных задач, содержания и характера изучаемого материала, возрастных особенностей воспитанников и уровня их трудовой готовности.
Рассмотрим наиболее характерные методы трудового воспитания.
Объяснение - этот метод используется для сообщения воспитанникам, например, правил поведения и последовательности выполнения различных трудовых приёмов и операций.
Инструктаж - применяется для сообщения правил техники безопасности перед практическими занятиями, например, с лопатой, граблями. Инструктаж необходимо проводить с воспитанниками непосредственно перед началом работы.
Беседа - наиболее распространённый метод трудового воспитания. Беседа всегда должна быть логически связана с изучаемым материалом. Изучение детьми сведений о профессиях способствует глубокому осмыслению воспитанниками знаний о мире труда. В ходе беседы необходимо раскрыть зависимость профессии.
Просмотр и обсуждение видео, мультфильмов развивающего характера. Коллективные просмотры и последующее обсуждения учат детей с ограниченными возможностями здоровья правильно понимать их содержание и идейный смысл.
Чтение или прослушивание художественных произведений
Наиболее благоприятной для трудового воспитания детей с ОВЗ является совместная деятельность с общественно-значимым смыслом, когда воспитанники могут проявить своё личностное отношение к труду.
Индивидуальные задания учащимся, воспитанникам предлагаются с целью повышения знаний и умений, расширения представлений о возможностях использования своих склонностей и способностей.
Метод создания эмоционально-положительной атмосферы
Прием :
- использование музыки;
- участие взрослых;
- обсуждение результатов
Метод наглядности
Прием :
- демонстрация наиболее сложных моментов в работе
Метод словесности
Прием :
- объяснение предстоящей деятельности;
- оценка деятельности
Метод практический
Прием : - многократный показ;
- детальный показ действий.
Но очень редко используются такие типы занятий как экскурсии, встречи с интересными людьми разных профессий (хотя бы которые работают в детском доме – повар, медицинская сестра, воспитатель, уборщик помещений и др.)
Воспитатели не в достаточной мере используют приёмы активизации трудовой деятельности : задания по картинкам, иллюстрированный материал, аудио, видеотехника, экскурсии, раздаточный материал, коллекции, муляжи овощей, фруктов, посещение мастерских.
Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в работе с воспитанниками с ОВЗ важны группы методов :
*Приучение +Упражнение (это многократное повторение, многократное обучение и научение (как мы приучаем ребенка мыть руки, умываться, точно так же необходимо упражнять и приучать ребёнка выполнять трудовые операции).
* Убеждение + внушение (умственно отсталому ребёнку необходимо внушение веры в собственные силы, в то, что он сможет справиться с порученными заданиями нарастающей сложности, приобрести дело по душе и заниматься им в дальнейшем, быть полезным).
Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.