Елена Гребенщикова
«ТРИЗ-технология как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Триз- технология, как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская народная мудрость)
В современном мире всё очень быстро меняется, меняемся и мы, и от нас воспитателей требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве.
Публикация «„ТРИЗ-технология как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне.
Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.
Я полностью согласна с высказыванием Г. С. Альтшуллера «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта». Поэтому в своей работе я использую технологию ТРИЗ. ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. - Средство работы с детьми – педагогический поиск. - Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам: «Что было бы, если…» - Занятие - не форма, а поиск истины» (С. В. Гин, А. А. Нестеренко, Т. А. Сидорчук, И. Н. Мурашковска и др.). Я не пытаюсь объяснить и дать в готовом виде знания, мы учимся смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Например, на занятиях по развитию речи использую составление рассказа при помощи художественной книги, в которой минимальное количество картинок. Взрослый задаёт детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальце в любое место на странице. Слова попадаются самые разные, никак не связанные между собой. Выбранные методом "тыка" слова связываются в историю, сказку. Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
В свободной деятельности использую различные варианты ситуаций, такая, как:
1. Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
2. Трудное задание (после прогулки)
Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей?
Какие машины стояли, какие проехали мимо?
Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее.
Были ли на улице велосипедисты?
Были ли люди с детскими колясками?
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. ТРИЗ обучает не только ребенка, но и воспитателя. ТРИЗ — это не составленные раз и навсегда приемы творческой педагогической работы, а постоянно развивающаяся программа, призванная преодолевать психологическую инерцию, как педагогов, так и детей.