Билера Инна Александровна
Традиции казачества в воспитании казачат
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всех эпох семья играла уникальную и важную роль в жизни каждого человека, оказывая значительное влияние на формирование его личности. Она являлась не только переносчиком ценностей от одного поколения к другому, но и связующим звеном между индивидуумом, обществом и государством. Важное влияние на характер семейного воспитания оказывали кубанские традиции и народный опыт, которые способствовали становлению личности казачат.
Публикация «Традиции казачества в воспитании казачат» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Темочки
Наша цель - знакомить дошкольников с историей своей семьи, города и страны, а также воспитывать у них внимательное и бережное отношение к родным и близким. Мы учим детей ценить историю предыдущих поколений, а также историю и традиции своего народа. Наша задача - развивать патриотические чувства по отношению к "малой" и "большой" Родине. Как справедливо заметил выдающийся ученый Д. С. Лихачев:
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Прошлое казачества и его заслуги не всем известны, поэтому пришло время, когда можно приоткрыть страницы истории. Сегодня народная педагогика и казачество– неотделимы. Казаки никогда не были пассивными в воспитании своих детей. Народная педагогика - неотъемлемая часть истории нашего народа и культуры.
Роль семьи в воспитании казаков.
В старину казачьи семьи были многочисленными и очень набожными. У казаков не было чётко написанных рекомендаций в воспитании подрастающего поколения. В казачьих семьях детей до семи лет считали младенцами и все грехи, совершаемые ими в этом возрасте, оставались на совести матери. Мать – ответчица за дитя перед Господом, поэтому казачата до семи лет не исповедались. Сведения о мировоззрении они получали из рассказов взрослых.
Казаки в течении многих веков создали и своеобразную школу воспитания моральной устойчивости, которая сводилась к следующим правилам:
1. Не причинять вреда окружающим ни в мыслях, ни в словах, ни в делах, искоренять зло и ненависть, относиться к другим так, чтобы относились к вам, разумно бороться с причинами зла, а не с их последствиями.
2. Быть всегда правдивым и искренним не только на словах и делах, но и в мыслях.
3. Жить только за счёт своего труда, избавиться от алчности, жадности, зависти, различных соблазнов, которые могут привести казаков к предательству, подлости и другим порокам.
4. Соблюдать воздержание и умеренность во всем.
5. Быть свободным от накопительства. Настоящий казак должен приобретать те вещи, которые необходимы, подарки, преподносимые от всего сердца, в которых есть истинная нужда.
Казаки, отцы и деды, говорили своим детям и внукам: «Каждый вечер вы должны 10 – 15 минут уделять внимание воспитанию и размышлению, чтобы мысленно оценить прожитый день».
Казачья семья и казачье общество являлись основой для формирования подрастающего поколения. Предки казаков считали, что казачат необходимо воспитывать с самого раннего детства. Детям постоянно внушались идеалы доброты и послушания, совести, справедливости, прилежания к труду.
Старшее поколение внушало сыновьям, внукам необходимость распознавать настрой человека: «Бойтесь козла спереди, коня сзади, человека – со всех сторон. Чтобы узнать человека, не глядите ему в лицо, а заглядывайте в сердце. Знайте, что человек всегда злой, корыстолюбивый и он постоянно стремится властвовать над другими».
Семейное воспитание казаков проходило по таким направлениям:
1. Воспитание трудолюбия, честной воинской службы, порядочности. С малых лет родители приучали детей рано вставать, самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству: пришить пуговицу, поставить заплатку на одежде, забить молотком гвоздь в доску, спутать и зануздать лошадь и т. д. В труде вырабатывалась сноровка, сообразительность, крепость мышц. С семилетнего возраста на казачат возлагали посильные работы - уходу за домашней птицей, прополку сорняков на приусадебном участке, уборку во дворе и по дому. В три года казачата свободно сидели на лошади; в десять - подростки могли гонять коней на водопой, нередко без седла и уздечки, и непременно рысью, намётом или в карьер, запрячь лошадь, пасти коней в ночном; в двенадцать лет они гарцевали на лошадях, ориентировались на местности, оказывали первичную медицинскую помощь. 14 – 15- летние подростки могли наряду со взрослыми джигитовать, преодолевать на скаку препятствия, рубить лозу, вести огонь во фланг движущемуся противнику, положить на карьере коня и открыть на него огонь.
2. Учение добру, благожелательности. Как только ребёнок начинал понимать, ему старшие давали почувствовать привлекательность добра и отвращение к злу. Все это делалось постоянно, в результате у детей в казачьих семьях вырабатывались собственная позиция восприятия жизненных проблем. Одновременно с этим детей учили отличать истинную правду от ложной, героическое от трусости.
3. Вырабатывание способности правильно оценивать жизненную ситуацию. Казаки знали, что в каждом явлении, событии, происшествии заложены конфликты, поэтому молодое поколение обязано действовать так, чтобы во всем были лад и порядок.
4. Учение послушанию. Из послушного ребёнка всегда выйдет разумный человек, хороший работник, добрый семьянин и честный казак, а из непослушного – верхогляд, вор, обманщик.
5. Учение жить своим умом и сочувствовать боли близких, идущих рядом. С детства детям внушали, что себялюбие может привести к отрицательным жизненным ситуациям. Особенно зорко следили, чтобы в каждом казачьем роду ребёнок не был заражён завистью. У казаков считалось, что зависть есть ненависть. Завистники – это люди, которые не чуждаются ни воровства, ни ножа, ни топора, ни возможности уничтожения всего хозяйства.
Родители старались привить детям навыки почитания корней родства. Близкое родство почиталось до пятого колена. Реализацию родовых корней начинали с измальства.