Титушина Наталья Валерьевна
Конспект классного часа для учащихся начальной школы «Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
1. Обучающая:
- познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
- раскрыть характеристики толерантного человека;
- сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
2. Воспитательная:
- воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
Публикация «Конспект классного часа для учащихся начальной школы „Толерантность… или Как жить в мире с другими людьми?“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час
- Начальная школа. 1-4 классы
- Толерантность. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
- воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
3. Развивающая:
- развивать навыки рефлексии;
- развивать способность осознавать свои чувства;
- развивать коммуникативные навыки.
Возраст участников: 8 -11 лет
Оборудование и материалы:
1. Мультфильмы: «Ёжик должен быть колючим» ,«Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
2. Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Структура занятия:
I. Первый этап - организационный: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания учащихся.
II. Второй этап – основное содержание занятия.
1. Формулирование темы занятия, основных целей.
2. Система упражнений.
III. Заключительная часть:
1. Просмотр мультфильма.
2. Рефлексия занятия.
I. Организационный этап занятия.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня наша встреча посвящена важной теме, и вы ее узнаете чуть позже. Сначала мы проведем упражнение.
1. Разминка.
Упражнение «Кто быстрее и дружнее»
Цель: повышение уровня сплоченности, взаимопонимания.
Ребята делятся на 2 группы по 5 человек. Выполняют команду, не общаясь друг с другом :
- Построиться по росту;
- Построиться в алфавитном порядке по первой букве имени.
Обобщение: Обе команды проявили сплоченность, взаимопонимание, одобрите друг друга аплодисментами.
II.Основное содержание занятия.
1. Сообщение темы и цели занятия.
Мы все отличаемся по внешнему виду, возрасту, по вкусам и убеждениям. Если мы с другом мало чем отличаемся, то нам с ним проще общаться. Все нам видится одинаково. Но если друг не похож на меня, то разговор становится более сложным, но одновременно и более содержательным. Сегодня мы будем говорить о том, как находить общий язык с другими людьми. Тема нашего занятия «Толерантность…или как жить в мире с другими людьми?»
Мы живем в поликультурном обществе. Что это означает? Рядом с нами можно найти представителей:
- разных культур и национальностей:
- разных вероисповеданий: христиане, мусульмане, буддисты.
- разных убеждений: активисты политических партий, экологического движения., фанаты спортивные и музыкальные и так далее.
-разных интересов: филателисты, книголюбы, художники, музыканты, кладоискатели, альпинисты и так далее.
Каждый человек интересен сам по себе, но одновременно он является и представителем группы. Изучая, Другого, общаясь с ним, вы лучше поймете не только позицию человека, но и историю его группы. Речь идет о важности толерантного, миролюбивого отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий, убеждений.
А что такое толерантность? Давайте посмотрим значение данного слова.
(Слайд № 2)
Толерантность – это уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Обобщение : Таким образом, толерантность это в первую очередь уважение к различиям и правам других людей и себя.
Вопрос толерантности имеет важное значение, потому как сейчас в мире происходят межнациональные конфликты, приводящие к войнам, терроризму, гибели невинных людей. Люди вынуждены покидать свои дома и убегать из родных городов, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Эти люди называются беженцами.
(Слайд № 3)
Они уезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. С нами тоже может случиться беда, и мы вынуждены будем просить помощь.
Все вы помните, что недавно в нашей стране на Дальнем Востоке в результате стихийных бедствий пострадали люди. Жители вынуждены были покинуть свои дома, свое хозяйство.
(Слайд № 4)
Каждый, кто считает себя толерантным человеком, откликнулся на призыв о помощи пострадавшим. А вы считаете себя толерантным? Кто из вас участвовал в помощи?
(Участие в школьной акции «Помоги ближнему», Всероссийской акции «Мы вместе»)
Молодцы!
2. Практическая часть.
1)Решение практической ситуации.
Ребята, давайте сформулируем правила толерантного поведения. Мы сейчас посмотрим отрывок из мультфильма «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Вам предстоит выполнить задание.
Задание для ребят.
- Подумай, что нужно делать, как вести себя, чтобы, установить взаимопонимание и добрые отношения с новым человеком, человеком другой культуры.
(Слайд № 5) Правила толерантного поведения.
-Как должен вести себя толерантный человек?
2) Сочини конец истории. «Кто из них прав?»
-А сейчас вам предстоит сочинить конец истории. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.
(Чтение по ролям. Распределение ролей)
Обсуждение
- Ребята давайте поможем зверям ответить на вопрос: «Какая еда лучше?»
Подводится итог, что нет «лучшей» еды для всех, каждому нравиться что – то своё.
-- Чему учит нас, людей эта история с животными?
Эта история учит нас решать проблемы, разрешать конфликты. Мы все разные, но надо воспринимать человека таким, какой он есть.
- Давайте посмотрим на себя разные ли мы?
И в этом нам поможет разобраться игра «Кто есть кто…»
3) Игра «Кто есть кто…»
Цель: Участники получают богатую информацию друг о друге.
Этапы игры:
1. Ребята рассаживаются по кругу.
2. Сообщение участникам об игре, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.
3. Ход игры.
Учитель называет личностное качество или описывает ситуацию и просит участников, по отношению к которым справедливо данное высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: "Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!"
• у кого голубые глаза - трижды подмигните;
• тот, кто любит вкусно покушать, пусть погладит себя по животу;
кто похож на маму, пусть себя обнимет;
кто похож на папу, пусть похлопает в ладоши;
• кто любит собак, должен дважды пролаять;
• любящие кошек скажут "Мяу!" и подтянуться;
• кто любит читать, пусть пожмет руку соседу;
• кто рад, что учится в данном классе, громко скажет "Ура!";
• кто считает себя любознательным человеком, пусть заглянет под свой стул;
• кто мечтал стать невидимым, спрячется за стул;
• кто занимается спортом, тот приложит ладонь правой руки к сердцу.
4. Итог игры: - Что вы узнали интересное о своем однокласснике?
Вы все разные и в этом ваша самая большая ценность. Вы разные, но вместе вам хорошо.
Каждый человек и внутренне, и внешне уникален и неповторим. Чтобы это понять, нужно больше общаться и дружить с разными людьми.
III. Итог занятия.
В заключении нашего занятия давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Ежик должен быть колючим».
1. Просмотр мультфильма «Ежик должен быть колючим».
2. Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам украсить нашу планету хороводом ладошек, на которых вы напишите правила толерантного поведения. Начало предложения звучит так «Чтобы жить в мире с другими людьми…» (Дети читают свои записи на ладошках и прикрепляют на доску).
(Уважение, доброта, дружба, понимание, поддержка, терпимость,доверие. чуткость)
Проявлять толерантность — это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, стремиться к мирному будущему. Необходимо понимать, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть. Ведь в многообразии заключается наша сила и гармония.
Четыре угла — четыре выбора".
Цель: Повышение уровня сплоченности участников.
Время проведения : 30 минут.
Этапы игры :
1. Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый). Листы крепятся на видных местах.
2. Члены группы становятся на середину комнаты.
3. Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга. Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.
4. Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).
5. Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времен года.
6. В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, арфа, барабан.
7. В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом листе, например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.
8. После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги, надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.
Обсуждение игры:
• Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
• Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
• Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?
Замечания:
• инструменты: молоток, пила, клещи, игла;
• города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
• напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
• животные: лев, антилопа, змея, орел;
• здания: вилла, бунгало, замок, храм;
• знаменитые люди: А. Эйнштейн, Дж. Пуччини, В. Шекспир, Билл Гейтс
Часть 4. Заключение. Рефлексия. 10 минут.
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Альтруизм
8. Терпимость к различиям
9. Умение владеть собой
10. Доброжелательность
11. Умение не осуждать других
12. Гуманизм
13. Умение слушать
14. Любознательность
15. Способность к сопереживанию
14 шагов к толерантности
1. Желание быть толерантным.
2. Стремление человека стать лучше. Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.
3. Не осуждать.
4. Замечать мелочи и тонкости; замечать особенности ситуации;
5. Расширять свой круг общения. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
6. Знакомиться с другими культурами, традициями: язык, рисунки, литература, архитектура; костюмы (одежда, кухня, музыка, танцы, песни.
7. Наблюдать.
8. Улучшить самоконтроль.
9. Развить в себе умение молчать/слушать.
10. Менять точки зрения.
11. Сопереживать.
12. Не зацикливаться.
13. Быть активным.
14. Не оценивать.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.
2. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа// Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
3. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов (для начальной школы). СПб., 2001.
4. Други и другие в языке, истории, традициях…/Авт. : К. Г. Митрофанов, Е. В. Власова, В. В. Шаповал. – М. : Прометей, 2002.
5. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.
6. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков.
7. Толерантность в общественном сознании. России. М., 1997.
8. Тренинг развития жизненных целей. Программа психологического содействия социальной адаптации. СПб., 2001.
9. Шаповал В. В. и др. Мозаика культур. / Под ред. А. П. Шевырева, Т. Н. Эйдельман. -М. : Локус/Пресс. 2005