галина ростиславская
Психологический практикум по ликвидации конфликтов среди подростков «Жить в общении с другими»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: пробуждать интерес ребенка к самому себе, помогать в формировании адекватной самооценки, чувства уважения к другим, закреплять навыки бесконфликтного общения.
Оборудование: карточки для тестов, рисунки детей, атрибуты к упражнениям.
Ход занятия:
1. Тестирование группы по трем цветам.
2. Установка на беседу. - Я вас пригласила для того, чтобы пообщаться всем вместе. Общаться - это значит вместе участвовать в беседе. Чтобы беседа состоялась, тема разговора должна интересовать всех нас. У нас в классе участились конфликты, ссоры между ребятами. Поэтому я решила побеседовать всем вместе и выяснить можно ли избежать их в дальнейшем. Тема интересная? (ответы ребят). Значит общение тоже будет интересным. Для этого каждый из вас должен будет высказывать свои мысли и взгляды, отвечать правдиво на вопросы.
Публикация «Психологический практикум по ликвидации конфликтов среди подростков „Жить в общении с другими“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2015
Конфликтуете ли вы с учителями, воспитателями, ссоритесь ли друг с другом? (ответы ребят) Давайте разберемся, почему это происходит. Одной из причин конфликта является то, что каждый из вас воспринимает другого так как удобно ему, зачастую по своему подобию. На самом деле вы все разные. Кто-то из вас не уверен в себе, в своих силах, робок, застенчив, не может общаться, с трудом знакомится с другими. А кто-то излишне самоуверен, энергичен, активен, быстро знакомится с другими, но при этом не имеет ни одного друга. Кто-то имеет множество друзей, готов идти всегда навстречу, но при этом всегда обманывается в своих ожиданиях, потом разочаровывается. У кого-то трудный характер, он ругается с мамой, учителями, воспитателями, друзьями. Сам страдает от своих поступков, но с собой ничего не может поделать. А кто-то не ругается, а плачет, страдает, обижается на всех, замыкается в себе из-за мелочей.
Сегодня на занятии мы попробуем поучиться бить жизнерадостными, доброжелательными по отношению друг к другу. Попробуем понять, почему ссора не решает проблему и как избавиться от желания ругаться.
3. Установка на работу. - Общаться будем в кругу. Почему?. Потому что круг - это замкнутое пространство нашей группы. Круг создает ощущение целостности и позволяет ощущать себя частью общего со всеми. В этом пространстве никого и ничего нет, кроме нас с вами.
4. Установка на конкретную цель. - Чтобы не ссориться, необходимо понимать друг друга. Начнем со знакомства. Знакомство начнем с приветствия. Какие формы приветствия вы знаете? (ответы ребят). На самом деле формы приветствия достаточно разнообразны, начиная с кивка головы и до поцелуев. Выберем нечто среднее-рукопожатие. Почему люди жмут друг другу руку? (ответы уч-ся) Дополняю: просто это традиция, некий символ, а значит могло быть и по другому. Например, японцы приветствуют друг друга кивком головы, а африканские племена трутся носами. Давайте попробуем поприветствовать друг друга необычным способом -мизинцами, локтями, носами, коленями, пяточками. (выполняем упр., обмениваясь после этого впечатлениями). Видите, как по -разному можно поприветствовать друг друга. Очень важно, какое эмоциональное состояние вы при этом испытываете.
Продолжим знакомство? - Я попросила вас нарисовать себя. Помните, что я вам говорила? - Неважно, как вы рисуете, важно, что вы при этом думаете, ощущаете. Это было нужно для того, чтобы понять, какие вы. Понять поможет нам себя психология, которая по вашему рисунку расскажет вам о вас. Вам интересно узнать о себе? (с согласия ребят) Тогда вот вам мое условие. Вы должны честно сказать - "Да, это правда. " или " Нет, это неправда". Я хочу, чтобы вы обратили внимание не только на свою характеристику, но и на характеристику своих товарищей. (говорю о характере ребенка с опорой на нарисованный им рисунок по теме "Это я".) Скажите так ли вы представляли своих одноклассников? Такие ли вы сами как представляют вас ваши одноклассники?. Видите, оказывается по своему "портрету" вы все сказали "да, это правда. ", а одноклассников вы представляли оказывается совсем по-другому, чем они есть на самом деле. В этом вся суть. Когда вы общаетесь, вы видите человека не таким, каков он в действительности и предполагаете услышать и получить от него не то, что он может вам дать в действительности. Поэтому его поступки и слова могут вас раздражать и вызвать желание нагрубит, накричать, даже ударить. А после конфликтов какое у вас настроение? (ребята делятся своими впечатлениями послеконфликтного состояния). В основном это плохое настроение, злость, слезы, неприятный осадок еще долгое время.
Следующий этап. - Нам надо научиться выходить из этого состояния. Посмотрим что может помочь и выберем приемлемое для себя. Можно извиниться перед товарищем. Здесь надо иметь ввиду, что другой человек тоже как и вы переживает, имеет такое же настроение. Поэтому может оказаться достаточным порой сказать несколько добрых слов, пойти первым навстречу человеку. Можно пойти к психологу или другому взрослому, чтобы они помогли разобраться в конфликте. (из двух предложенных вариантов, ребята выбрали первый - решиться не перемирие без взрослых, но как)
Следующий этап попробовать научить детей чувствовать другого человека. Провожу его при помощи игры "Мячик". Простой мячик, которым можно играть не только в подвижные игры. Он сейчас нас научит общаться друг с другом и чувствовать друг друга. Передаем мячик по кругу друг другу в руки, только при этом надо смотреть друг другу в глаза, передающий говорит "Валя, я рада, что ты рядом со мной" Потом мячик передается назад с теми же словами. Приятно, когда тебе говорят добрые, ласковые слова? А каково твое состояние, когда ты говоришь хорошие слова другому человеку? А что тебе понравилось по ощущениям больше? (ребята делятся впечатлениями). Как правило, обнаруживают в своих ощущениях нечто новое, приятное. Вот для этого, чтобы снять раздражение, прекратить ссору, надо сказать тому с кем поссорился добрые слова, а может быть другому человеку сказать просто так добрые слова, а может быть сделать доброе дело и получить в ответ то же самое. Можно пропустить старшего вперед себя, можно разнять дерущихся малышей, можно уступить место в транспорте, поблагодарить кого-то, спросить как здоровье у болеющего, спросить как дела, проведать одноклассника в больнице. Много добрых дел существует, надо только захотеть их сделать так, чтобы человеку в ответ захотелось тоже сделать вам приятное, от души. Вот эта энергетика, идущая от другого человека, вас "приведет в порядок" после конфликта, ссоры.
5. Установка на получение информации. - Каждый из нас находится в системе взаимоотношений с другими людьми. Находясь среди людей, человек оставаться один не может. Как часто вам приходится быть одному? (ответы ребят. Чаще всего, когда ложатся ночью спать). Вот поэтому надо уметь строить свои отношения с другими людьми. Отношения с другим человеком можно построить по одному из вариантов. Выберем наиболее подходящий для вас. Первый - на основе дружеской поддержки. Второй - на основе подавления другого. Более сильный давит на более слабого. Но при этом вы должны иметь ввиду, что в последнем случае отношения либо не складываются, либо бывают очень недолговременными. При таких отношениях друзей у вас не будет. Кто хочет иметь друзей, друга, подругу? (ребята делятся впечатлениями) /Из ответов ребят взять на заметку тех, кто не хочет иметь дружеских отношений с другими для повторной инд. работы. Поддержать тех, кто проявляет желание иметь друзей/
Сделать вывод совместно с ребятами. Что нужно для того, чтобы с тобой захотели общаться и дружить? Уважать друг друга;помнить, что другой человек не похож на тебя; стараться понять другого ;не обижать другого.
Жить в коллективе дело нелегкое. А может лучше жить самому по себе? Общаться с одним человеком и хватит? Или ни с кем не общаться? Думаю, что у вас этого не получиться. В жизни вам придется постоянно находиться в коллективе. Сначала в школьном, потом в студенческом, потом в рабочем, потом в семейном и т. д. Коллектив - это когда больше двух человек. Попробуем свои силы, понравится ли нам это? Для этого представим себе что мы все одно большое животное (провожу игру "Доброе животное") Все слушаем, как он дышит. Вдох- шаг вперед. Выдох- шаг назад. У него бьется сердце. Стук- шаг вперед. Стук - шаг назад. Я заметила, что вы стараетесь делать все одновременно. Почему? Потому что вам важно, чтобы наше животное было здоровым, живым. Каждый из вас был сейчас частью этого животного. Тебе понравилось быть частью всех? А тебе? (ответы ребят всегда положительные) Смотрите, никто не пытался командовать, давить на другого, все делали свое дело, не разрушая целого. Я заметила волновались, чтобы ваш сосед не отстал, а был вместе со всеми. Это принцип коллектива. А те приятные ощущения, которые посетили вас - это чувство коллективизма, чувство людей, делающих одно общее дело.
6. Установка на окончание занятия. Закончить наше занятие я хочу притчей. Рассказываю притчу о споре Солнца и Ветра. (кто из них смог раздеть путника) О чем эта притча? Чему она учит нас? - Расположить к себе человека можно только лаской, теплом, добром.
7. Тестирование участников группы по трем цветам. Ребята делятся впечатлениями по типу - Раньше я считала, что. Теперь я считаю, что.