Ирина Линькова
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в ГПД
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
Публикация «Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в ГПД» размещена в разделах
- Группа продленного дня, ГПД
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Целью гражданского воспитания является :
создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка.
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Задачи:
• Формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине.
• Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству.
• Воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края.
• Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
• Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
В философском словаре «патриотизм» определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения самим народом. Основная цель патриотического воспитания – формирование духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в начальной школе и ГПД можно определить следующие:
• Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.
• Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней.
• Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности.
• Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции.
• Военно-патриотическое. Ориентированно на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания.
• Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
• Спортивно-патриотическое. Направленно на развитие морально-волевых качеств, воспитания силы, ловкости и выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Патриотическое воспитание является одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов и воспитателей ГПД.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Понятие патриотизм включает в себя:
• чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• заботу об интересах Родины;
• осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
• проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
• гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
• гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
• ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выражение в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
• гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Что значит любить Родину? Значит, помнить её прошлое, жить её настоящим, болеть за её будущее. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью. Любовь к Родине, патриотизм, гражданственность появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Патриотизм это также забота о доставшихся нам природных сокровищах, поэтому при общении с детьми мы стараемся сформировать у них взгляды и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов родного края.
Работа по патриотическому воспитанию младших школьников в ГПД ведё тся по следующим направлениям:
1. «Моё Отечество»– система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе, воспитание любви к Родине, к родной природе:
Мероприятия: «Россия – Родина моя»
«Родина – мать, умей за неё постоять!»
«Никто не забыт, ничто не забыто»
«Праздник 23 февраля»….
2. «Мы – граждане России»– формирование гражданской позиции служения своему народу.
По этому направлению проводились беседы: «Символы России», «Праздники современной России», участвовали в конкурсе рисунков
«К 70 – летию Победы!»….
3. «Я и культура» - духовное становление личности ребёнка.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания.
Например, занятие «Красна речь пословицей»
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться своей Родиной, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Духовное становление ребёнка как личности не возможно без наглядного примера. Мы с детьми посещаем музеи Боевой славы, при нашей гимназии №9. Делаем открытки, поделки для ветеранов, для своих близких и родных.
На занятиях в ГПД организуется чтение литературных произведений, и их обсуждение. Например: «Дети – герои ВОВ».
Для более глубокого понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учимся рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, высказывать своё мнение (Времена года).
Большую помощь при работе по всем направлениям оказывает детская городская библиотека. Один раз в месяц у нас проводятся совместные мероприятия.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от воспитателя настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делается не только в начальной школе, но и в группе продлённого дня.
Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г. ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») :
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.