Русудан Джанашия
Тико-моделирование как инновационная образовательная технология в русле интеллектуального развития детей
«Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»
Жан Жак Пиаже[/b]
Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности и указывает на необходимость построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования
Публикация «Тико-моделирование как инновационная образовательная технология в русле интеллектуального развития детей» размещена в разделах
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству.
С младшей группы наши дети начали осваивать ТИКО-конструирование, и вот уже два года он положительно зарекомендовал себя как в педагогическом сообществе, так и среди детей.
Что такое ТИКО :
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов.
Конструктор прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и взрослых. ТИКО разрабатывался по заданию Министерства образования как учебное пособие, рекомендован Академией Наук РФ и РГПУ им. Герцена.
ТИКО - это не только игрушка, это полноценное обучающее пособие, как для малышей, так и для школьников.
Конструктор представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери».
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д. В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера.
Что развивает ТИКО :
Т - творческие умения
И - интеллектуальные умения
К - коммуникативные умения
О - организаторские и оценочные умения
Основные развивающие задачи ТИКО :
занять ребенка активной творческой деятельностью;
укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук;
активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объёмных фигур;
познакомить ребенка с различными геометрическими телами.
Также, хотелось бы отметить тот факт, что в процессе ТИКО-конструирования у детей тренируется дисциплина за счёт сильной вовлечённости в создание постройки. Стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.
С трех летнего возраста мы использовали конструктор ТИКО «МАЛЫШ" предназначен для детей от 3 лет и включает небольшие детали, удобные для маленьких ручек ребенка. Вместе с «МАЛЫШОМ» ребенок учится фантазировать, запоминает легко названия цветов, геометрических фигур, учится считать и конструирует много интересных игровых поделок.
Как играть:
В процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Ваш ребёнок удивит вас, придумывая и собирая фигуры из ТИКО! Набор «Малыш» позволяет собрать самые разные модели : кошку, зайца, лису, робота и многое другое. Фантазия детей безгранична, и с помощью этого конструктора ребенок воплощает в жизнь самые необычные свои замыслы.
Существуют различные наборы ТИКО-конструктора
ТИКО – Малыш – предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга.
ТИКО – Класс – предназначен для организации занятий с группой детей, классом. Разработан специально для средних школ. Через обучение посредством конструирования они получают свой первый практический опыт в геометрии.
ТИКО – Фантазер – предназначен для школьников младших и средних классов. Способствует развитию воображения, пространственных представлений, мелкой моторики.
ТИКО – Школьник – предназначен для школьников младших классов.
ТИКО – Геометрия – предназначен для школьников младших и средних классов. Способствует в освоении геометрии, объемов тел, пространственных фигур и их разверток, изометрических проекций тел на плоскость.
ТИКО – Эрудит – предназначен для детей старше 7 лет и включает буквы русского алфавита и знаки препинания. При складывании слогов, слов и предложений из конструктора ТИКО, к процессу обучения подключается мелкая моторика (работа пальчиками, что способствует дополнительному развитию памяти.
ТИКО – Шары – позволяет сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр (малый и большой) и додекаэдр (малый и большой). Показывает возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников.
ТИКО – Архимед – позволяет использовать при изучении и конструировании объёмных геометрических фигур и их развёрток в геометрии, планиметрии и стереометрии.
ТИКО – Арифметика – набор содержит цифры и арифметические знаки, предназначен для обучения детей счёту и позволяет составлять примеры на арифметические действия.
ТИКО – Грамматика – набор включает буквы русского алфавита и знаки препинания. Повышает у школьников мотивацию к обучению и развивает внимательность.
Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную и совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. В процессе конструирования для ребенка важно, чтобы результат его деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
И как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
Использование обучающих конструкторов ТИКО – эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи. Возможность изучать окружающий мир самостоятельно, в рамках организованной развивающей среды и при наличии необходимого руководства – оптимальные условия для развития дошкольника. Именно таким требованиям соответствует использование ТИКО – конструкторов, решая проблемы по созданию развивающей среды; в организации развивающих занятий и обеспечении интеграции образовательных областей, а так же в реализации проектной деятельности в образовательном процессе с дошкольниками.