МААМ-картинки

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников

Ольга Кузяйкина
Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников

«Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе» ,— такое определение сенсорному воспитанию дает в своей книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Э. Г. Пилюгина. Добавим к этому определению также: это воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.

Публикация «Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников» размещена в разделах

Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, в этот период детства у детей формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. В условиях дошкольного образовательного учреждения «ребенок учится рисованию, лепке, аппликации, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты» пишет Э. Г. Пилюгина,— «овладение знаниями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования Так как для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследование формы предмета, его строения». Представления о явлениях живой и неживой природы ребенок получает при условии что он хорошо ориентируется во внешних свойствах предметов. Развитие элементарных математических представлений предполагает знакомство ребенка с геометрическими формами, их особенностями, сравнению их по величине, форме и по цветам. Для успешного обучения грамоте необходим хорошо развитый фонематический слух (для дифференциации звуков в слове, для знакомства с буквами— восприятие начертания букв. Это лишь малое количество примеров.

Венгер Л. А. в своей работе «Воспитание сенсорной культуры дошкольников 3-4 года» пишет о том, что: В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» —это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).

Венгер Л. А. говорит: «Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только дли развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

На втором третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего воз,. ста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.»

Леонид Абрамович уточняет, что: «Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является миленьким, И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.»

Э. Г. Пилюгина пишет о большом значении усвоения сенсорных эталонов— «общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы— геометрические фигуры, величины— метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковые отношения)». Одновременно с формированием эталонов нужно учить детей способам обследования предметов, их группировке по цвету и форме вокруг образцов—эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению усложняющихся глазомерных действий. [13]

А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.

Публикации по теме:

Мастер-класс. Теоретические основы Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.

Предмет Теоретические основы дошкольного образования .

Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»Семинар «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» еминар: «Основы православной культуры, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Павлова Е. Н., зам. директора.

Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Задачи и содержание сенсорного воспитания детей дошкольного возраста Как определяется.

Теоретические основы коррекционно-развивающей работы с детьми Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному.

Теоретические основы нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с.

Теоретические аспекты сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития.

Теоретические основы ознакомления с фольклором детей дошкольного возраста Ознакомление с фольклором основывается на закономерностях развития ребенка и направлено на формирование памяти, восприятия, внимания, мышления,.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников
Опубликовано: 6 февраля 2017 в 18:00
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кузяйкина (УИ 363234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД