Ольга Кузяйкина
Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников
«Сенсорное воспитание – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе» ,— такое определение сенсорному воспитанию дает в своей книге «Воспитание сенсорной культуры ребенка» Э. Г. Пилюгина. Добавим к этому определению также: это воспитание умения видеть, слышать, осязать, т. е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.
Публикация «Теоретические основы сенсорного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Чувственное познание внешнего мира — важнейшее звено в системе познавательной деятельности человека, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Наибольшее значение сенсорное воспитание приобретает в раннем и дошкольном возрасте, в этот период детства у детей формируются процессы ощущения, восприятия, наглядного представления. В условиях дошкольного образовательного учреждения «ребенок учится рисованию, лепке, аппликации, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты» пишет Э. Г. Пилюгина,— «овладение знаниями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования Так как для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследование формы предмета, его строения». Представления о явлениях живой и неживой природы ребенок получает при условии что он хорошо ориентируется во внешних свойствах предметов. Развитие элементарных математических представлений предполагает знакомство ребенка с геометрическими формами, их особенностями, сравнению их по величине, форме и по цветам. Для успешного обучения грамоте необходим хорошо развитый фонематический слух (для дифференциации звуков в слове, для знакомства с буквами— восприятие начертания букв. Это лишь малое количество примеров.
Венгер Л. А. в своей работе «Воспитание сенсорной культуры дошкольников 3-4 года» пишет о том, что: В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» —это то, что можно схватить одной рукой, «большое» — двумя руками, «круглое» — то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» — то, что берется пальцами обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).
Венгер Л. А. говорит: «Сенсорное воспитание в этот период — основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только дли развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.
На втором третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего воз,. ста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств — шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего, белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат, овал, прямоугольник.»
Леонид Абрамович уточняет, что: «Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. И не беда, если треугольник он будет при этом называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет названия форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является миленьким, И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме.»
Э. Г. Пилюгина пишет о большом значении усвоения сенсорных эталонов— «общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы— геометрические фигуры, величины— метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковые отношения)». Одновременно с формированием эталонов нужно учить детей способам обследования предметов, их группировке по цвету и форме вокруг образцов—эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению усложняющихся глазомерных действий. [13]
А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.