Ламанова Лариса
Общие методические основы организации детского конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
С опорой на общую стратегию формирования творческого конструирования и результаты экспериментального изучения каждого из его видов были определены общие методические принципы организации обучения детей 6-го года жизни. К ним относятся следующие:
1. Формирование у детей обобщенных знаний, умений, способов деятельности как общих средств выполнения различных задач происходит наиболее эффективно в обучении, построенном по принципу от общего к частному. Специфика реализации такого принципа в дошкольном возрасте заключается, прежде всего, в том, что всякое конкретное содержание (представления, способы, приемы) должно выступать перед детьми как проявление чего-то общего, и это возможно только при определенным образом выстроенной системе. В противном случае мы вынуждены работать в рамках дидактики, насыщенной всякого рода конкретикой, и учить, как и прежде, создавать по образцу и показу конкретные конструкции.
Публикация «Общие методические основы организации детского конструирования» размещена в разделах
2. Использование разных форм организации обучения (по образцу, по условиям, по теме, по замыслу и др.) может иметь разную степень представленности и осуществляться в разной последовательности, выстраивание которой зависит от вида конструирования. Так, например, при организации конструирования из строительного материала детям младшего возраста вначале целесообразнее предлагать вариативные образцы каждой осваиваемой темы, далее - задания на их преобразование, а затем уже - тему конструирования. Детям же старшего возраста сразу дают задания на преобразование образца, затем - на конструирование по постепенно усложняющимся условиям и далее - конструирование по замыслу. При организации конструирования из деталей конструкторов, прежде всего, обеспечивается самостоятельное широкое экспериментирование с новым материалом, а затем даются проблемные задачи на достраивание заданной основы (конструирование по условиям, по собственному замыслу, по теме). Образцы в этом виде конструирования не используются. Аналогичные особенности имеет организация и других видов конструирования.
3. Диалогическая форма общения детей с взрослыми и друг с другом во время конструирования коренным образом отличается от существующей и поныне монологической традиции, (воспитатель объясняет, показывает, а дети затем, молча, выполняют задание). Диалогическая форма предполагает обсуждение разных вариантов решения, обеспечивает детям возможность учиться у других детей, осознавать как собственные маленькие открытия, так и открытия других, иначе они могут остаться просто незамеченными. Диалог важен также для формирования умения слушать друг друга, признавать предложения других и продуктивно сотрудничать. Возникающие у ребенка при решении проблемных задач рассуждения в форме диалога с самим собой также требуют одобрительного отношения со стороны взрослого.
4. Сочетание индивидуальных и коллективных форм конструирования позволяет организовывать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности.
5. Включение конструирования в различные жизненные события (праздники, организация театра, поздравления с днями рождения, игра и т. п.) это мощный источник формирования у детей интереса и потребности конструировать не только для своих ровесников, но и для взрослых. При этом конструирование может выступать как интегрирующее начало разных видов детской деятельности, что приводит к обогащению и самого конструирования, и других видов деятельности. Так, создание театральных костюмов к тому или другому спектаклю способствует более глубокому проникновению в образ, порождению собственных средств его выражения (позы, мимика, движения). Все это доставляет удовольствие не только ребенку, но и всем окружающим его людям: другим детям, педагогам, родителям.
6. Организация целенаправленных наблюдений разных объектов (на улице, на участке, в природном окружении) - важный этап, инициирующий развитие детских замыслов.
7. Создание условий для экспериментирования с разными материалами (бумага, природные и бросовые материалы, крупные блоки и др.) до предъявления каких-либо задач позволяет детям использовать открытые ими самими свойства этих материалов в процессе поиска разных вариантов воплощения замысла, делает его (поиск) более продуктивным и значимым.
8. Предоставление детям самых разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению не только на обучающих занятиях, но и в самостоятельной деятельности (изготовление поделок для игр; декораций и костюмов для спектаклей, карнавалов, панно для украшения интерьеров детского сада и т. п.). Для этих целей в каждой группе детского сада может быть организована мини-мастерская, оснащенная всеми видами материалов (разная по фактуре и цвету бумага, природный и бросовый материал, краски, кисти, ножницы и т. д.). В каждой группе должно быть также и достаточное количество другого конструкторского материала : наборы строительных деталей, конструкторы, модули и т. п.
9. Необходимо также предусмотреть место и время для организации конструирования на участке детского сада с использованием разнообразных материалов (крупные модульные блоки, пакеты из-под молока и соков, большие картонные коробки, бревна, камни, песок и т. п.). При этом важно сочетать созидательную деятельность детей с формированием культуры использования созданных ими конструкций. Поскольку со временем интерес детей к той или иной конструкции угасает, а она под влиянием природных факторов теряет свою эстетичность, очень важно учить детей либо восстанавливать ее (подкрасить, заменить отдельные детали и др., либо разбирать ее, сортируя материал: материал, пришедший в негодность, выносить в мусорные контейнеры, а пригодный к повторному использованию аккуратно убирать в специально отведенное место (беседка, сарайчик и др.).
Обучение, построенное по выше обозначенным принципам, не только позволяет научить конструированию как творческой деятельности, но и способствует эмоциональному, эстетическому и речевому развитию детей, формированию умения договариваться, проявлять бережное отношение к природе и другим объектам из окружения и т. п. Все это является крайне важным с точки зрения педагогики воспитания.
Важен профессионализм педагога как творческой личности: он не следует подражательной и жестко регламентированной основе обучения детей и не учит их делать конкретные изделия, а способен принять главную цель обучения - формирование конструирования как универсальной способности к созданию разных оригинальных целостностей. Овладев общими принципами и закономерностями формирования такой деятельности, педагоги смогут построить свою практику в сотворчестве с детьми.
Однако, как показывает анализ различных пособий для педагогов (В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, Э. К. Гульянц, И. Я. Базик, З. А. Богатеева и др., а также многочисленных инструкций к наборам конструкторов, все они построены на основе постепенного структурного усложнения образцов и поэтапной прорисовки всех операций. И более того, подавляющее большинство педагогов, к сожалению, предпочитает работать именно по методикам рецептурного характера. В связи с этим особого внимания требует принципиальное обновление системы подготовки и переподготовки воспитателей и обогащения ее нетрадиционными формами приобщения педагогов к творчеству.