Валерия Сопотова
Технология создания развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о развивающей предметно – пространственной среде в группах ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Ход:
Упражнение: «Грецкий орех»
Задача: настроить участников на предстоящее мероприятие, создать атмосферу ценностного отношения к данной теме, раскрыть особенности личности и индивидуальности каждого участника.
Уважаемые коллеги:
Публикация «Технология создания развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
- У вас на столе находятся грецкие орехи, возьмите по одному ореху внимательно его рассмотрите, изучите его структуру, постараться запомнить все его индивидуальные чёрточки. Орехи складываются обратно, перемешиваются. Задача каждого участника – найти свой орех.
- Кто как свой орех запоминал, кто какой стратегией пользовался, чтобы найти свой орех (запоминал особенности, или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце останется нужный).
На первый взгляд, кажется, что все орехи очень похожи, но если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другим. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои особенные черточки, своя красота и потенциал, своя индивидуальная способность. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество каждому воспитаннику.
4. Презентация – консультация для педагогов по теме: «Моделирование развивающей предметно — пространственной среды в возрастных группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования».
Задача: познакомить педагогов с принципами и требованиями РППС ДОО в соответствии с ФГОС ДО и обобщить имеющиеся знания.
Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей среды. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые будут способствовать полной реализации развития детей.
В педагогике существует два понятия среды :
Образовательная среда
1. Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность педагога, воспитанников и родителей по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.
2. Содержание дошкольного образования – это система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.
3. Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть образовательной среды. Она представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и др.
Развивающая предметно-пространственная
• иметь привлекательный вид;
• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
• снимать утомляемость;
• положительно влиять на эмоциональное состояние;
• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
• давать возможность ребёнку заниматься самостоятельной деятельностью;
Очень важно при формировании развивающей предметно-пространственной среды учитывать принципы её построения, рекомендованные федеральным государственным образовательным стандартом. Стандарт предъявляет требования и среда меняется, а меняется она в том случае, когда педагог ее принимает.
Перед началом каждого нового учебного года перед нами, перед педагогами стоит одна проблема «Как обновить и разнообразить среду для наших детей» Чем бы нам таким украсить стены, чтоб было незатратно, быстренько, интересно для детей, мы думаем, ломаем голову, скачиваем различные варианты.
Оказывается дело не в картинках! А понимаем мы это далеко не сразу.
Было изучено содержание шкалы и сама методика оценивания и в процессе чего оказалось, что идея и принципы, заложенные в шкале практически идентичны основным положениям ФГОС. Например, одно из основополагающих принципов, это когда ребенок рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающая личность. А так же поддерживается идея сообщества детей и взрослых, на равных правах включённых в образовательный процесс.
В состав шкал входят 7 подпунтов:
1. «Пространство и оборудование»,
2. «Уход за детьми»,
3. «Речь и мышление»,
4. «Занятия»,
5. «Взаимодействие»,
6. «Структурирование педагогической работы»,
7. «Родители и воспитатели».
В результате анализа мы выявили слабые стороны в работе и все это приводило к тому, что дети вели себя малоактивно и не самостоятельно во взаимодействии с предметной средой в группе.
• Среда оставалась статичной;
На сентябрь месяц дети только были переведены в среднюю группу и это облегчило решение этой проблемы, дети адаптировались, и для них было все ново. Среда перемещается по группе. Например, книжный уголок, ребёнок может взять книгу и перемещаться по группе, нет определенного стульчика и стола, что именно здесь ты читаешь, ребенок может сам выбрать по своему желанию стол, или уединиться. И это все обговаривается с детьми и все закреплено в правилах нашей группы, которые создавались вместе с детьми.
• Повторялась одна и та же организация игровых центров с одним и тем же составом игрушек и их расстановкой;
Необходимо накапливать материал и менять его в среде. Дети к этому привыкают и каждый раз ждут, что нового появится на этой недели. И как вариант это обмен между группами.
• Оснащение учебных и игровых центров носило выставочный характер, мало использовались продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка, дети не принимали участия в проектировании и изменении среды;
Вместе с детьми вносили изменения в среде, делали осенние гирлянды, сигнальные карточки, создали правила группы, организовали выставку осенних поделок к чему привлекли не только детей, но и родителей.
Получившаяся в результате предметно-развивающая среда нашей группы стала более комфортна и привлекательна. Игровые и учебные центры стали оснащены практически всеми необходимыми пособиями, а также дополнены любимыми играми и игрушками детей, которые были принесены детьми из дома. Все игры и материалы доступны для использования в самостоятельной деятельности. Для занятий имеется специально отведенное место, но место проведения занятий не ограничивается только одним центром. Практически на каждом занятии мы используем несколько центров, дети с удовольствием переходят от одного к другому, выполняя различные задания. В группе создан центр для игр стимулирующих активность детей с элементами спорта (мягкое метание, кегли, массажные коврики и т. д.) где дети могут заниматься, не мешая при этом тем, кто играет в спокойные игры.
В группе нет специально отведенного места для уединения, но в ней есть центры, где ребёнок может отдохнуть, поговорить с другом или поиграть в тихую игру.
Экспертом это уже рассматривается как уединение!
Тематическое оформление группы так же играет важную роль при взаимодействии с предметно-пространственной средой в группе. Группа сама по себе является большим игровым пространством, местом воплощения всех фантазий. Она не может быть серой и скучной, она должна быть яркой и завлекающей ребёнка.
С уверенностью можно сказать, что шкалы помогают построить путь развития дошкольной образовательной организации.
При формировании среды мы педагоги находимся в поиске и порыве воплощения новых идей, сейчас мы просмотрим ролик, он поможет вам снять напряжение и настроится на дальнейшую творческую работу.
5. Квик настройка (природа)
6. Практическая работа педагогов.
Цель: обобщить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно — пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».
Вы разделены на 3 команды.
У вас на столах находятся маркеры, карандаши, ручки лист бумаги
Задание:
- Что вы можете внести в образовательную среду в своей возрастной группе, план мероприятий на неделю, у каждой группы своя тема:
«Огонь друг, огонь враг»
«Зимушка – зима»
«День матери»
- Какие сложности вы испытывали при составлении и защите проектов.
Вы рискнули посмотреть на предметно-пространственную среду по новому, попробовали это представить, озвучили и у вас получилось, отойти от шаблонов и стереотипов и у нас есть для этого хороший пример в виде притчи.
Притча «Рискнуть попробовать».
Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю. «Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» — спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно. Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».
Не бойтесь пробовать будьте смелее и у нас все получится.
8. Рефлексия:
Возмите лист бумаги нарисуйте свою ладонь.
Каждый палец — это позиция, по которой надо будет дополнить предложение, высказать свое мнение:
Большой — для меня было важным и интересным…
Указательный — по этому вопросу я узнала…
Средний – мне было трудно …
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
Мизинец – для меня было недостаточно…
Ощутите себя Волшебником, немного, совсем чуть-чуть, и обратите внимание на новые ощущения, появившиеся в ВАС и действуйте!