Сумская Эльмира Видадиевна
Технология развития активизирующего общения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Технология развития активизирующего общения дошкольников.
Период дошкольного детства – этап активного развития речи. Полноценная личность ребенка будет сформирована, если ребенок овладеет нормами литературного языка, сможет наладить общение со взрослыми и сверстниками.
Общение со взрослым развивает детей на всех этапах раннего и дошкольного детства.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В первые 6 месяцев жизни, для ребенка характерно ситуативно-личностное общение со значимыми взрослыми: мамой и папой. Для взрослых в это время самое важное – удовлетворить потребности ребенка в доброжелательном внимании. Если в семье достаточно разговаривают, контактируют с ребёнком, если у крохи есть старший брат или сестра, которые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он будет гораздо быстрее развиваться. Очень важный этап в младенчестве – этап гуления. Появляется приблизительно в три месяца. Маме просто необходимо пропевать звуки вместе с малышом. Тем самым активизировать его повторять их. Если гуление в этом возрасте у ребёнка отсутствует – это первый звоночек, на который необходимо обратить внимание.
Самый первый опыт общения с людьми даёт основу дальнейших взаимоотношений в социуме.
Со второго полугодия жизни и до трех лет ребенок переходит уже к ситуативно-деловому общению, появляется деловой мотив. Например, чтобы получить интересующий предмет, ребенок должен назвать его, произнести нужное слово. Детям в этом возрасте необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого недостаточно – нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, участвовал в этом процессе. Ведущий вид деятельности у детей – игра, поэтому и совместная деятельность должна быть интересной и понятной.
Важна правильная, грамотная речь взрослого! Называем предметы своими именами (примеры! Расширяем кругозор малыша и его словарный запас.
На данном этапе ребёнку важно не только уметь говорить, но и выражать свои эмоции: кричать, смеяться, злится, видеть реакцию других. Ребёнок должен познакомиться со всем спектром эмоций. Не нужно этому препятствовать.
Основным достижением является то, что к концу раннего возраста у ребенка формируется самосознание. Ребёнок начинает анализировать себя, свои поступки и их последствия, задумывается об отношении к нему окружающих и о причинах именно такого отношения, мотивы его действий становятся более осознанными.
Важно помнить! Если потребность в общении у детей не удовлетворена, появляется задержка в развитии крупной и мелкой моторики. Задерживается речевое развитие, нарушается процесс произвольности и самосознания.
К возрасту 4-5 лет дети активно интересуются другими детьми, вовлекаются в общие игры, общаются и узнают друг друга. Появляется потребность в общении со сверстниками.
Однако, что делать, если у ребёнка нет трудностей в речевом развитии, а он все равно остаётся одиночкой?
Стоит выявить причины такого поведения.
• Ребёнок может быть по натуре замкнутым и стеснительным;
• Возможно, ребёнок не хочет подчиняться общим правилам, быть на вторых ролях, подстраиваться под большинство;
• У малыша может быть негативный опыт общения со сверстниками. Его могли обидеть, ударить;
• Возможно, у ребёнка просто отсутствует опыт общения с детьми. Находясь дома, он проводил время за телевизором и прочими гаджетами, а это не способствует социализации.
В таких случаях ребёнку необходима помощь.
Как вы знаете, к основным видам деятельности дошкольников относят игру. Игровое общение формирует и совершенствует речь ребёнка, чувствительность к сверстникам. Игры помогают детям общаться, понимать эмоции других детей и развивают сопереживание. Через игру ребёнок учится действовать по правилам. Дошкольник приобретает опыт конструктивного взаимодействия с ровесниками.
Совместные игры дошкольников, которые направлены на формирование активизирующего общения можно разделить на три группы:
1. Сюда относят игры, которые формируют положительное отношение ребенка к сверстнику, снимают эмоциональные барьеры в общении. («Лесные звери», «Муравьишки», «Утята»)
Чтобы сформировать положительное эмоциональное отношение к сверстнику, используйте игры, в которых дети переживают общие эмоции страха, горя, радости. Совместное переживание каких – либо эмоций создаёт чувство общности и близости.
2. Это игры, которые формируют познавательный аспект образа сверстника. Здесь можно выделить четыре направления игр.
3. Это игры, которые формируют поведенческий компонент образа сверстника. Цель – научить детей регулировать поведение, ориентируясь на сверстников.
Используйте в работе элементы сказкотерапии, музыкотерапии, кукольный театр, хороводные игры.
Очень важно находить время на разговоры с детьми. Предлагайте проблемные ситуации, а они вместе будут их решать. Тем самым вы активизируете их к общению друг с другом, к проявлению инициативности, творчества и самостоятельности. Предоставлять детям свободу игрового самовыражения.
Чаще хвалить за результаты и помощь. Поддержка творит чудеса!