Соколов Слава
Технология проведения семейных праздников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Технология проведения семейных праздников в ДОУ»
Смирнова Татьяна Михайловна, старший воспитатель
Из истории дошкольной педагогики мы знаем, что праздники и развлечения всегда занимали не последнее место в воспитании детей. Детские праздники доставляют детям радость, способствуют закреплению уже имеющихся знаний умений и навыков, приобретенных детьми в процессе различных форм работы: занятия, игры, самостоятельная деятельность, познавательно-практическая деятельность.
Темочки:
В ходе организации детских праздников у детей поднимается настроение, создается благоприятный психологический климат, а это все, в свою очередь благоприятно влияет на психологическое и физическое здоровье детей: ребенок становится раскрепощенным, веселым, улучшается кровообращение в организме, что способствует улучшению работы всех органов и систем организма, улучшению обмена веществ.
Так же праздники являются действенным средством воспитания: у детей воспитывается ответственность, дружелюбие, чувство поддержки, интерес к обучению и всему окружающему и многое другое. Мы знаем, что дошкольный возраст - это период активной деятельности и творческой фантазии.
Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, завлечь их, зажечь сердца, зародить в них творческое начало. Праздники позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности, свои навыки и умения, талант.
А что значит для ребенка праздник, когда рядом с ним находятся самые близкие и любимые люди - родители, или когда дома, вместе со всей семьей можно интересно провести время, играя веселясь и радуясь. Когда ребенок на Дне рождения видит не только красивый стол с угощениями, лица родных и близких, но и сможет весело провести с ними время во время игр и забав, показать близким, чему он научился, как вырос и много знает.
Организация совместных родительско - детских праздников в детском саду позволяет ребенку увереннее себя чувствовать, опираться на поддержку близкого человека, проявить чувство гордости за свою семью. Дома правильно организованные праздники помогут родителям лучше узнать ребенка, провести с ним лишнюю минуту, показать, как они любят своего малыша и что он значим для них.
А ребенку такие праздники доставляют еще большую радость: родители собрались вместе, не спешат на работу, а еще и играют с ним. Многие педагоги и психологи утверждают, что в активной деятельности, прежде всего интересной для ребенка, наиболее активно проходит его развитие. А праздник для ребенка и является интересной и активной деятельностью.
К большому сожалению, на сегодняшнем этапе большое значение придают праздникам, посвященным "красным датам" календаря, народным праздникам : Осенний бал, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, спортивные праздники и многие другие.
Но не часто в дошкольных учреждениях организуются совместные праздники для родителей и детей, чаще всего это физкультурные праздники, реже литературные и мало где можно встретить проведение праздников интеллектуального характера. И тем более очень редко встречаются праздники интеллектуального характера дома.
Правильная организация домашних праздников для детей позволяет развить у детей стремление к познанию, творчеству; доставить детям радость. Так же на практике доказано, что занимаясь интересным делом, ребенок стремиться выполнить его лучше. В процессе такой деятельности происходит психологическая разгрузка.
В ходе организации таких праздников можно использовать разнообразные дидактические и развивающие игры на развитие всех психических познавательных процессов, мыслительных операций, закрепление имеющихся знаний детей, умений и навыков. Но, как уже выяснилось, психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах организации и проведения домашних праздников с детьми находится на низком уровне.
Именно поэтому вся ответственность ложится на дошкольные учреждения. Педагоги должны продумать и организовать различные формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, так, чтобы у них возникло желание и интерес не только для участия в совместных праздниках родителей и детей, но и для проведения таких мероприятий дома. Необходимо научить родителей использовать домашние праздники для развития, обучения и воспитания детей, показать роль совместных родительско- детских праздников в воспитании ребенка.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что взятая нами проблема действительно является актуальной, так является не до конца изученной и имеет большое значение в развитии ребенка, как личности, способности быть в центре внимания и быть ответственным, повышении его знаний, умений и навыков.
Объект исследования: совместные родительско - детские праздники, как средство воспитания детей дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс организации совместных родительско- детских праздников в ДУ и дома.
Цель: предложить и экспериментально обосновать содержание и примерную систему комплексной работы по организации родительско - детских праздников дома и в детском саду. Гипотеза исследования: процесс воспитания детей через совместные родительско - детские праздники будет более эффективным, если: педагог знает особенности проведения разнообразных форм работы с семьей (и традиционных и нетрадиционных, планирует и организует такие формы работы постоянно; педагог осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход в работе с родителями и детьми; родители постоянно интересуются жизнью ребенка в дошкольном учреждении, повышают свою психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и обучения ; родители знают и умеют правильно организовать праздники дома; создаются необходимые условия для воспитания детей, проявления детьми знаний, умений и навыков, творчества и развития интереса у ребят к совместной с родителями деятельности.
Задачи исследования: Изучить данную проблему в научных исследованиях педагогов и психологов.. Раскрыть сущность, структуру и особенности проведения совместных родительско - детских праздников дома и в дошкольном учреждении.. Определить формы и содержание работы с семьей по повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах данной проблемы. .Определить критерии оценки эффективности совместных родительско - детских праздников.
Методы исследования: Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Теоретические и методологические основы проблемы организации совместных родительско - детских праздников, как средство воспитания и развития детей.
Праздники и развлечения. Сущность, структура и особенности проведения совместных родительско - детских праздников
Праздник - это радость, веселье, творчество, которое разделяют взрослые и дети. Праздники и развлечения -это окно в мир чудес, сказки, интересных игр, музыки и поэзии. Не удивительно, что именно праздники входят в жизнь ребенка, как яркое незабываемое событие, которое еще долго будет оставаться в памяти. Помимо того, что праздники и развлечения доставляют радость ребенку, улучшают его эмоциональное самочувствие, они способствуют разностороннему развитию ребенка.
В энциклопедическом словаре слово "праздник" разъясняется, как "день, посвященный выдающимся событиям, традиционным датам. ", а в Толковом словаре под редакцией Д. Н. Ушакова - "день торжества в память какого-нибудь выдающегося события", "веселье, бал, устраиваемый кем-нибудь", "день массовых игр, развлечений", "счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием".( 11, стр. 3)
Праздники сочетают в себе различные виды искусства и оказывают не только большое влияние на сознание детей, его интеллектуальное развитие, но и на развитие чувств, эмоций ребенка. Праздники и развлечения вызывают интерес у ребенка ко всему окружающему его миру. Праздники и развлечения способствуют развитию и совершенствованию всех психических познавательных процессов. В ходе заучивания стихов, разучивания песен и танцев, ролей; в процессе участия детей в развивающих играх у детей тренируется память, развивается речь.
В ходе интеллектуальных праздников и развлечений развивается мышление, восприятие, воображение, внимание, а так же и все познавательные способности. У детей развиваются мыслительные операции: в ходе праздников и развлечений они анализируют, обобщают, абстрагируют и т. д.
Все это способствует интеллектуальному развитию ребенка, подготовке его к обучению в школе, что не мало важно на сегодняшнем этапе развития нашего общества. Через праздники и развлечения ребенок расширяет свой социальный опыт: общение со сверстниками, взрослыми, чувство взаимопомощи и поддержки, доброжелательность. В ходе организации праздников, при правильном подборе материала к празднику и развлечению, у ребенка формируется положительное отношение, стойкий интерес ко многим видам деятельности.
Мы знаем, что нередко встречаются дети, которых трудно заинтересовать, праздники и развлечения - прямая дорога любой деятельности к сердцу ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях уделяется много внимания проведению праздников и развлечений для детей, и все более актуально участие родителей в таких мероприятиях. Работа с семьей на сегодняшнем этапе занимает одно из важнейших мест в работе дошкольного учреждения.
Подготовка и проведение семейных праздников могут стать средством нравственного обогащения детей, их духовного сближения с родителями. Интересен опыт проведения семейных праздников в Эстонии. Дети вместе с родителями продумывают программу вечера, готовят различные сюрпризы, изобретают необычные угощения. (15, стр. 11) Но в домашних условиях очень редко организуются такие мероприятия, в которых с радостью будет участвовать вся семья, играя в различные игры, решая сложные и забавные задачи.
Взрослые часто заняты работой и времени на семейные мероприятия просто не остается. А такие праздники отличаются особой теплотой и непосредственностью. И поэтому задача педагогов научить родителей сделать любой домашний праздник увлекательным и веселым для всех членов семьи, а особенно для детей; уделять немного больше времени детям: посвятить вечер или выходной совместным играм.
В дошкольном учреждении организуются и проводятся следующие виды праздников :. Праздники, связанные с общественной жизнью. Это праздники, посвященные красным датам календаря.. Бытовые праздники : местного значения и детсадовские. К этим праздникам относят Новый год, выпуск детей в школу, Дни именинника и т. д.. Праздники, связанные с народными и религиозными традициями. Сюда относятся праздники, посвященные временам года, традиционным народным гуляниям (Масленница, Купалле, Каляды и т. д.).
Развлечения имеют немного другую классификацию. По форме организации: музыкально-тематические вечера; развлечения зрелищного характера; концерты детской художественной самодеятельности; вечера-забавы; спортивные развлечения; показ ТСО. По характеру подготовки и проведения : подготовлены взрослыми; подготовлены детьми; подготовлены детьми и взрослыми. Во всех видах праздников и развлечений могут принимать участие взрослые, и это просто необходимо. Вместе со своими родителями дети чувствуют себя намного увереннее, часто становятся более смелыми, раскованными.
Проведение совместных праздников и развлечений формирует у ребенка большее чувство ответственности, гордости за себя и своих родителей. Организация таких праздников и развлечений позволяет родителям ненадолго оторваться от дел и провести время со своим ребенком. А для ребенка, иногда, это самое главное. И дети ждут таких мероприятий с огромным удовольствием, улучшается их настроение, что способствует улучшению эмоционального состояния ребенка, которое влияет на психическое здоровье детей.
Практически все праздники и развлечения можно организовать и дома, толь путь Новый год будет ярок не только новогодним столом, но и интересными забавными играми и конкурсами, в которых смогут принять участие и дети, и взрослые. Праздники отличаются от развлечений своей большей зрелищностью: праздничное оформление, нарядные дети. Развлечения могут проходить без праздничного оформления.
Тематика праздников и развлечений может быть самой разнообразной. Каждый праздник проводится по своему сценарию, развлечение - плану или конспекту. Желательно чтобы и при организации праздников и развлечений, родители тоже составляли своеобразный сценарий, план проведения мероприятия, это будет способствовать более лучшей организации и не случится того, что праздник не удался. При организации праздников и развлечений необходимо придерживаться определенных требований. В основе праздника должна лежать определенная идея, которая должна быть донесена каждому ребенку через оформление и содержание праздника.
Весь материал, лежащий в основе праздника или развлечения должен быть доступен и понятен каждому ребенку, принимающему участие в мероприятии. Заранее разрабатывается сценарий, план, конспект, при составлении которых учитываются возраст детей, их интересы, знания, умения, навыки.
Так же необходимо учитывать продолжительность праздника, правильно подобрать время проведения и место в режиме дня. .При организации любых праздников и развлечений необходимо избегать быстрой утомляемости детей. Для этого надо чередовать различные виды деятельности. Для того, чтобы праздник стал радостью для детей и взрослых к нему необходимо тщательно подготовиться.
Взрослые, участвующие в организации праздника должны хорошо знать сценарий. Если. при организации праздника в дошкольном учреждении задействованы родители, то вся ответственность за организацию лежит на педагогическом составе: они должны проработать с родителями все организационные моменты, научить родителей тому, что знают сами. Родителям заранее сообщается, что они участвуют в празднике, с ними оговариваются все организационные моменты.
Как правило, в детском саду участие родителей в праздниках и развлечениях может быть следующего характера: родители берут на себя роль каких-либо персонажей, участвуют в организации, принимают непосредственное участие, в основном в играх и конкурсах, носящих соревновательный характер, участвуют в художественной самодеятельности. Для грамотной организации праздника и развлечения необходимо заранее подготовить весь требуемый материал, который раскладывается в удобное место, чтобы вовремя его использовать.
Для того, чтобы на празднике не было "заминок", все игры должны быть знакомы детям. Для того, чтобы родители смогли организовать и провести праздник и развлечения для детей дома, воспитатель должен познакомить их с правилами организации таких мероприятий, научить подбирать игры, которые не только понравятся и детям, и взрослым, но и помогут закрепить имеющиеся знания, умения и навыки у детей.
Если родители хотят использовать при организации игры и задания на развитие у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций, логики, то необходимо познакомить их с последовательностью подбора игр и упражнений. Для того, чтобы родители с удовольствием участвовали в праздниках и развлечениях, которые проводятся в дошкольном учреждении, организовывали такие формы работы с детьми дома; необходимо проводить немалую работу с семьей.
Постоянно должно осуществляться сотрудничество: воспитатель - родитель - ребенок. Так же немаловажно преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. Существует много различных форм работы с семьей, которые позволяют повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и тем самым научить родителей всегда находить время и место для своих детей; показать роль и значимость родителей в развитии ребенка, в сохранении его физического и психического здоровья. Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать следующие выводы:. Праздники и развлечения являются одним из важнейших средств воспитания и развития личности ребенка.
Так же большое значение для детей имеет участие родителей в праздниках и развлечениях в дошкольном учреждении и организация таких мероприятий дома.. Праздники и развлечения имеют различную тематику, могут иметь разнообразную структуру. Организация праздников и развлечений, в том числе и совместных родительско - детских праздников и развлечений в дошкольном учреждении и дома, требует определенного времени и подготовки, при которой должны учитывать особенности проведения праздников и развлечений в детском саду и дома.
Для того чтобы родители повысили свою психолого-педагогическую компетентность в вопросах организации и проведения совместных родительско - детских праздников и развлечений, необходимо прежде всего: преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи, организация дошкольным учреждением различных форм работы с семьей, которые позволят не только заинтересовать родителей, но и проявить их инициативу в данном вопросе.
Формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах проблемы организации совместных родительско-детских праздников, как средства воспитания и развития детей
Детский сад - ведущий институт воспитания детей дошкольного возраста - должен руководить семейным воспитанием. Сущность этого руководства заключается прежде всего в оказании помощи родителям.
Работа с родителями позволяет улучшить знания, умения и навыки детей, повысить их возможности; привлечь родителей к жизни детского сада, повысить психолого-педагогическую компетентность родителей во многих вопросах воспитания и обучения детей, в вопросах организации свободного времени детей дома.
Успеха в работе с родителями можно добиться, если избегать следующих ошибок при работе с родителями:
• недостаточное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями;
• формальное отношение педагога к взаимодействию с родителями из-за недооценки воспитательной роли семьи;
• проведение различных мероприятий при малой активности и низкой посещаемости родителей, неумение заинтересовать их поставленной проблемой;
• недостаточный учет культурных, образовательных, возрастных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, что делает невозможным конкретизацию задач и методов воспитания детей;
• неумение находить соответствующие формы общения с родителями.
Причинами таких недостатков в работе могут быть: слабая теоретическая подготовка педагогов для просвещения родителей и общения с ними; отсутствие внутренней готовности педагогов к взаимодействию с родителями и желания найти подход к ним.
Эффективность работы значительно повышается, если педагог ведет работу с семьей на протяжении всех лет нахождения ребенка в детском саду, использует разнообразные формы и методы руководства семейным воспитанием, систематически контролирует эффективность предлагаемых родителям мероприятий.
К индивидуальным формам работы с семьей относят: посещение семьи; анкетирование и тестирование родителей; посещение родителями дошкольного учреждения; индивидуальные беседы и консультации; просьбы и поручения родителям; переписка с родителями. Посещение семьи может проводиться с целью присутствия на каком - либо семейном развлечении, уточнения условий жизни родителей.
Наибольшую убедительность и действенность работа с семьей приобретает при использовании комплекса наглядных средств существуют разные формы наглядной пропаганды.
Индивидуальные: папки-передвижки.
Коллективные: уголки для родителей, тематические выставки, выставки детских работ, выставки психолого-педагогической литературы.
Наглядные средства так же могут содержать различную информацию по проведению и организации совместных родительско- детских праздников дома. Этой теме можно посвятить информацию папки-передвижки, тематическую выставку литературы, выставки детских работ могут носить названия "Как мы вместе играли", "Мама, папа, я - веселая семья", "Как мы провели праздник. " и др. Взаимодействие педагога с родителями должно строиться на основе отбора наиболее подходящих форм общения с ними, поиска путей эффективного воздействия на воспитательные возможности родителей.
На ряду с традиционными формами взаимодействия с родителями можно использовать нетрадиционные формы. В работе с родителями можно использовать такие формы работы, как сотрудничество родителей друг с другом, неформальные встречи родителей и воспитателей.
Для эффективности в работе с родителями необходимо помнить о правилах общения с родителями:
• Уважайте родителей.
• Поощряйте участие родителей, содействуйте им.
• Старайтесь разнообразить виды участия родителей, проявляйте гибкость и творчество.
• Позволяйте семьям самим проявлять инициативу в организации и участии в различных праздниках и развлечениях в дошкольном учреждении.
• Будьте терпеливыми.
• Поддерживайте тесные контакты.
• Выражайте свою признательность.
Все это поможет не только привлечь родителей к участию в различных мероприятий детского сада, но и позволит понять родителям всю важность правильной организации праздников дома. Родители должны осознавать всю ответственность за воспитание детей, постоянно стараться повысить уровень своей психолого-педагогической компетентности, правильно организовывать семейную жизнь ребенка и во всем быть личным примером и авторитетом для своего ребенка. И в этом должен им помочь, конечно же, педагог.
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ
Интерес детей. Устойчивость интереса, его непосредственность, стремление детей к положительному результату, желание участвовать в дальнейшем в совместных с родителями праздниках.
Интерес родителей. Заинтересованность в участии в праздниках в дошкольном учреждении, желание больше узнать о данном виде деятельности и проявление инициативы в участии и организации праздников, обращение за помощью к воспитателям по организации праздников и развлечений в домашних условиях.
Усвоение детьми программного материала. Дети ориентируются в материале, используют свои знания, умения и навыки, приобретенные или закрепленные на праздниках, в повседневной жизни и на занятиях. Самостоятельно организуют игры и упражнения, которые были использованы при организации праздников и развлечений в дошкольном учреждении и дома, в своей свободной и игровой деятельности. При наличии данных показателей, можно сказать о том, что праздник или развлечение не прошли даром, принесли пользу как детям, так и их родителям, и работа воспитателя в данном направлении ведется активно и успешно. Таким образом, можно сделать выводы:
Праздники и развлечения, как и любая другая деятельность, имеют эффективность в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.. Совместные родительско -детские праздники способствуют привлечению родителей к сотрудничеству с дошкольным учреждением в вопросах воспитания и обучения детей и организации их свободной деятельности.