Маргарита Костикова
Техника Body Percussion как средство формирования чувства ритма у детей 4–7 лет, в том числе у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Техника Body Percussion - это техника владения своим телом как «музыкальным инструментом». Помогает осознать возможности своего тела средствами его самовыражения, способствует снятию напряжения и различных зажимов у детей дошкольного возраста.
Опыт работы (речевая игротека) адресован специалистам, воспитателям дошкольного образовательного учреждения. В нем представлена система музыкальных игр и заданий для формирования чувства ритма, развития познавательных процессов (произвольное внимание, речь, память, мышление) и коммуникативных навыков у дошкольников.
Публикация «Техника Body Percussion как средство формирования чувства ритма у детей 4–7 лет, в том числе у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Ритм является первостепенным и важным средством музыкальной выразительности. Без ритма невозможна практически никакая музыкальная деятельность, ведь он является одним из основополагающих элементов музыки.
Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Чувство ритма подразумевает под собой не только эмоциональную, но и двигательную основу, оно помогает объединить в одно целое движение, слово и музыку.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В этом случае на помощь придет простая и доступная техника – body percussion (перкуссия тела, техника владения своим телом как «музыкальным инструментом».
Данная техника нашла отражение в разработках Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», И. Новоскольцевой, И. Каплуновой «Этот удивительный ритм». Техника Body percussion является основой занятий с детьми 4-7 лет в рамках программы дошкольного образования «Ритмика и жесты». В ней детям, в соответствии с возрастом (в игровой форме, предлагаются задания, в которых движение, музыка и ритм соединились в одно целое. Техника Body Percussion, кроме формирования чувства ритма, способствует проявлению у ребёнка индивидуальности, развитии фантазии, импровизации. И при этом дошкольники получают большое удовольствие от процесса обучения.
У каждого жеста есть определенное название. Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных его частях. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной, или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами.
Приемы работы с детьми в технике body percussion следующие: вместе с детьми выполняем хлопки в ладоши или удары по коленям. На этом фоне начинаем выразительно и ритмично декламировать текст стихотворения, песни. Затем предлагаем повторять текст по фразам, как эхо.
При повторениях речевой игры предлагаем детям декламировать текст по-разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда; писклявым голосом; басом и т. д. Когда текст будет выучен и произносится детьми свободно и легко, добавляем движения: шаги по залу врассыпную, по кругу, с различными вариантами остановок, приседаний, поворотов и т. д.
После того, как дети начинают уверенно исполнять эти элементы, начинаем экспериментировать и в копилку «звуковых эффектов» добавляем следующие жесты: растирания ладоней, поглаживания, удары по груди, разнообразные возгласы и прочие звуки, которые задействуют все части человеческого тела.
Такие упражнения помогают буквально прочувствовать ритм всем телом, учат выражать свое состояние звуками и движениями своего тела. Воспитанники получают опыт использования тела как музыкального инструмента, создающего общий ритм. При этом игра с ритмом слов или бессмысленными слогами также может быть элементом телесной музыки.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
а) на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
б) на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
в) в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Использование элементов телесной перкуссии на музыкальных занятиях, в дополнительном образовании с детьми позволяет сделать образовательную деятельность яркой, интересной, динамичной, а самое главное, полезной, особенно для детей, которые имеют различные отклонения в развитии. Такие дети с особым воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы воспитанников, что позволяет осуществлять коррекционную деятельность детей с ОВЗ.
Кроме того, применение техники body percussion способствует развитию чувства коллективизма, сплоченности у детей. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен, что очень нравится дошкольникам и обогащает их музыкальные впечатления.
Таким образом, научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, воспитанники получают эффективное средство для формирования чувства ритма, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА
для детей среднего дошкольного возраста
(техника body percussion)
Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».
Задачи:
1. Знакомить детей с различными «звучащими жестами», учить применять их в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом.
2. Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.
3. Воспитывать коммуникативные навыки.
1. Игра-приветствие «Озвучь своё имя»
Ребёнок 1 (с помощью «звучащих жестов» озвучивает своё имя): Тимофей!
Дети: Здравствуй, Тимофей! (ритмично ударяют по коленям)
Ребёнок 2: А-ли-са!
Дети: Здравствуй, Алиса…
2. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, удары обеими руками по коленям)
Нашла книгу под сосной,
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Потирания ладонями, словно «шуршит» страницами)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (делают поглаживания)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Удары по груди)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Удары по коленям)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
РЕЧЕВАЯ ИГРОТЕКА
для детей старшего дошкольного возраста
(техника body percussion)
Цель: приобретение детьми дошкольного возраста опыта использования тела как музыкального инструмента с помощью «звучащих жестов».
Задачи:
1. Учить детей применять «звучащие жесты» в игровой деятельности в различных комбинациях, согласовывать свои движения с текстом, знакомить с элементами нотной грамоты.
2. Упражнять в моделировании ритмических рисунков (жест-нота).
3. Развивать чувство ритма, речь, внимание, познавательные процессы.
4. Воспитывать коммуникативные навыки, умение работать в командах.
1. Игра «Осенняя сказка»
Тихо бродит по дорожке (Поглаживания кистей рук)
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, (Потирание ладоней)
Где дождинкой зазвенит. (Щелчки пальцами в воздухе)
Раздается громкий стук: (Притопы всей стопой)
Это дятел – тук, да тук!
Дятел делает дупло – (Притопы носком)
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, (Потирание ладоней)
По деревьям пошумел,
Громче завывает, (Притопы пяткой)
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон! (Щелчки пальцами в воздухе)
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет – (Все жесты вместе, каждый выбирает своё)
Осень яркая идет!
2. Телесно-речевой канон «Прыгалка-считалка»
Игровые действия:
1. Педагог произносит текст и показывает движения, дети запоминают и повторяют.
2. Когда слова хорошо закреплены, педагог даёт возможность детям начать игру первыми, а сам, выдержав определённый «шаг» канона, вступает позднее.
3. Дети делятся на 2 группы и играют между собой.
Текст игры:
Мальчики, как зайчики, (удары одновременно 2 руками по груди)
Девочки, как белочки,
Прыгают и скачут, (чередование «хлопок, удар по коленям»)
Упадут, не плачут.
За окошком не сиди, (притопы)
Вы –хо–ди! (3 скользящих хлопка)
3. Телесно-речевой канон «Шла весёлая собака»
Шла весёлая собака (притопы)
Чики-Брики-Гав! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ней шагали гуси, (притопы)
Головы задрав. (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
А за ними – поросёнок (притопы)
Чики-Брики-Хрю! (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок)
Ну-ка, ну-ка, повторите, (притопы)
Что я говорю? (4 удара поочерёдно каждой рукой по груди, хлопок