Миронова Аделя Ахнафовна
Театральная деятельность в системе патриотического воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Театральная деятельность в системе патриотического воспитания детей раннего возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Игра является основной деятельностью ребёнка дошкольного возраста; игра – наиболее доступный ребёнку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций.
Публикация «Театральная деятельность в системе патриотического воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная игра, как один из её видов, является эффективным средством социализации дошкольников в процессе осмысления или нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и формирования чувства патриотизма. В театральных играх осуществляется один из принципов личностно-ориентированной педагогики – принцип синтеза интеллекта, эмоций и действия. Именно в театрализованных играх ребёнок получает определённые знания, перед ним ставится задача: подумай, сделай выбор, реши; ребёнок переживает разнообразные эмоциональные состояния и действует. Продуктивная деятельность : атрибуты, декорации, костюмы, игрушки.
В этом во многом заключается воспитательный эффект игр-драматизаций.
Характерной особенностью театрализованных игр является их фольклорная или литературная основа. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так К. Д. Ушинский отмечал «что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть «народным». Именно он ввел термин «народная педагогика», считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств. В играх драматизациях на фольклорной основе дети узнают об обычаях русского народа (муку хранили в амбарах, сусеках – «Колобок»; с раннего детства приучали детей к домашнему хозяйству – Машенька и кашу варила, и пироги пекла – «Маша и медведь», заготавливали рыбу на зиму – дед наловил рыбы целые сани – «Лисичка-сестричка и серый волк»). Всё это обыгрывается, переживается детьми, запоминается. Активизируется и совершенствуется словарный запас. Дети запоминают крылатые выражения пословицы, поговорки, прибаутки, меткие выражения («битый не битого везёт», «задал стрекача», «жили-поживали», «у страха глаза велики», «утра вечера мудренее», «души не чают».) Для развития связной речи и для того, чтобы показать богатство, красоту родного языка при подготовке спектаклей используется такой приём, как пересказывание стихотворного текста своими словами. Ещё не запомнив стихотворный текст, дети обыгрывают действия, передавая основной смысл своими словами. И на практике убеждаются, что об одном и том же можно сказать разными словами. Игры-драматизации дают возможность не просто рассмотреть и примерить народные костюмы, а и действовать в них, почувствовать на плечах теплоту шали, кокошник на голове, рубашку-косоворотку на плечах, кушак на поясе; оценить преимущества русского народного костюма, его красоту, яркость, красочность, нарядность.
В играх-драматизациях дети знакомятся с повадками диких и домашних животных и с теми представлениями о животных, которые бытуют в народе (волк – серый разбойник, медведь – батюшка, заяц – хвастун и трусишка, козёл – глупец и т. д.)
Большую роль в играх-драматизациях имеет музыкальное сопровождение. Игры-драматизации на основе фольклора дают возможность познакомить детей с богатством и разнообразием русских мелодий и способов их исполнения, музыкальных инструментов. Именно музыка помогает создать положительный эмоциональный настрой, расцвечивает игру, снимает некоторую монотонность речевых диалогов и монологов. Музыка помогает детям почувствовать и передать необходимое настроение, протанцевать народный танец.
Кроме фольклорной основы для игр-драматизаций, есть литературный материал, имеющий патриотическую направленность. Это экологические сказки. В этих сказках воспитывается любовь к родной природе, чувство сопереживания, сочувствия, желание помочь, защитить природу. И есть возможность практическими делами закрепить эти чувства (подкармливать птиц, охранять зелёные насаждения, соблюдать чистоту в природе, не обижать животных и насекомых и т. д.).
Воспитание чувства патриотизма в играх-драматизациях на фольклорной и экологической основе идёт опосредовано. Здесь прямо не говорится о том, что Родину нужно любить, беречь, защищать.
Литературных произведений для игр-драматизаций чисто патриотического содержания для дошкольников очень мало.
Игры-драматизации стимулируют развитие творческой поисковой активности, самостоятельности, доставляют людям радость, вызывают активный интерес, увлекают их. Все пережитые чувства, знания, полученные в играх, не пройдут бесследно. Они прорастут добротой, любовью к окружающему миру, своей Отчизне.
В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся, в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков, и молодежи.
Нравственная деградация общества, утрата и замена общечеловеческих ценностей, преобладание культа потребления, выведение на передний план совершенствования интеллектуального потенциала в ущерб развитию морально-этической сферы - свидетельствуют о духовном кризисе и утрате духовного здоровья личности. В результате формирования личности в создавшихся условиях мы получаем человека, развитого интеллектуально и технически образованного, но неспособного к подлинно человеческим отношениям и духовно отчужденного от мира природы и человеческой культуры.
Возрождение современного российского общества и человека на сегодняшний день становиться всеобщей идеей нашего государства и системы образования. И роль системы дошкольного образования возрастает, и становиться наиболее актуальной.
Первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с людьми. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. Условия эти - положение в семье и в детском саду, круг его интересов и дел, в которых он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития нравственной сферы на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.
Особые требования можно предъявить к личности самого педагога, осуществляющего воспитательно-образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, оказывать помощь своим воспитанникам в духовном взрослении. Педагог должен глубже понять себя, свое предназначение в микромире – семье, профессиональной деятельности, в служении Отечеству. Каждому человеку необходимо в жизни найти путь к своему подлинному «я».Обладая необходимым багажом знаний помочь в этом своим воспитанникам приобщиться к национальной духовной культуре – фольклору, архитектуре, искусству, литературе, философии.
Традиционно в качестве содержания работы по нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает нравственное становление растущего человека. Содержанием нравственного воспитания является тот нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.
Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, считается нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Основой педагогической технологии в работе является, развитие навыков и умений в театрализованной деятельности через освоение этюдов, упражнений и подведение детей к игре-драматизации, как одной из возможных форм перехода к продуктивной, а, именно, к эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Мороз Иванович», «Царевна-лягушка», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
С младших групп происходит погружение в мир кукольного театра. За ширмой дети легко перевоплощаются в сказочных героев. Этюды и упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций помогают развить умение общаться с помощью вербального и невербального способа передачи того или иного эмоционального состояния. Целью данной деятельности является выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно. В старших группах дети при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. А в подготовительных группах дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.