Папки-передвижки

Театрализованные игры как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника

Липина Оксана
Театрализованные игры как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Особое значение в процессе социализации детей дошкольного возраста имеют творческие сюжетные игры, в частности театрализованные. Театрализованные игры является эффективным средством речевого и художественно-эстетического развития дошкольника.

Публикация «Театрализованные игры как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника» размещена в разделах

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. Театрализованная игра имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности : игровой и художественной. Игровая деятельность отличается импровизированным свободным характером, что исключает социальное обучение вмешательство педагога в самостоятельные театрализованные игры дошкольников. В тоже время как разновидность художественной деятельности театрализация предполагает необходимость системы работы по трем направлениям: восприятие литературного текста, развитие специальных художественно-игровых умений и самостоятельная творческая деятельность детей. Поэтому развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса.

В среднем дошкольном возрасте дети осваивают главную характерную черту театрализованной игры : ее ориентированность на зрителя. Малыш играя «для себя» его мало заботила реакция окружающих. Похвали – хорошо, не обратили внимание – тоже нормально. Воспринимать других людей как зрителей он был еще не готов. Постепенно ребенок начинает проявлять интерес к наличию настоящих (взрослых, детей) и игрушечных зрителей, для которых он играет.

Это становится возможным, если педагог постепенно переориентирует ребенка с процесса игры на ее результат. Младшего дошкольника захватывают игровые действия, связанные с переодеванием, манипулированием привлекательными игрушками и атрибутами. Воспитатель собственным примером показывает, как важно сделать представление интересным для зрителей, выразительно исполняя роль. Это является мотивом для освоения детьми способов воплощения целостного образа литературного героя с помощью комплекса средств речевой и невербальной выразительности.

Данные особенности освоения театрализованной игры необходимо учитывать в работе с детьми дошкольного возраста.

Программа «Детство» определяет основные задачи педагогической деятельности :

1. Воспитание интереса детей к театрализованной игре.

2. Расширение театрально-игрового опыта дошкольников за счет освоения разных видов деятельности – драматизации и режиссерской игры.

3. Развитие специальных игровых умений.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОЙ ЗАДАЧИ.

В среднем возрасте целесообразно углублять интерес детей к театрализованным играм, основой чего становится развитие интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. Импровизационность является основой работы на этапе первоначального обсуждения образов героев и на этапе игрового анализа результатов театрализованной игры.

Дети подводятся к пониманию того, что одного и того же героя, ситуацию можно показать по-разному.

СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОЙ ЗАДАЧИ.

Расширение театрально- игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.

В игре-драматизации ребенок, исполняя роль, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами игры-драматизации являются : игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей; инсценирование произведения ; игра-импровизация, свободно воспроизводящая сюжет без предварительной подготовки.

Самым простым из них является игра-имитация отдельных действий и эмоций героя. Героями могут быть люди разного возраста, пола, профессий; животные; герои литературных произведений.

Когда основы игры-имитации освоены большинством детей, воспитатель переходит к играм-импровизациям. В отличии от игр-имитаций это предполагает показ не отдельных действий, а их системы, не отдельной эмоции, а ее развитие в рамках простого, законченного сюжета.

Решение второй задачи предполагает также расширение игрового опыта детей за счет освоения режиссерской и театрализованной игры.

В режиссерской игре носителями ролей являются игрушки или их заменители, ребенок, управляя ими, организует деятельность как «сценарист» и «режиссер».

Воспитатель помогает детям 4-5 лет освоить разные виды настольного театра : театр мягкой игрушки, «вязальный» театр, театр народной игрушки, театр верховых кукол и пр.

СОВЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ ЗАДАЧИ

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников. Их развитие обеспечивает освоение комплекса игровых позиций : «зритель», «артист», «режиссер кукольного спектакля», «оформитель спектакля».

В первую очередь воспитатель обеспечивает освоение у детей позиции «зритель», которая подразумевает освоение элементов культуры поведения в театре, а именно быть доброжелательным и внимательным зрителем, не покидать своего места во время спектакля, отвечать на обращение «артистов», благодарить с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников – «артистов».

Решению данных задач будет способствовать посещение детьми театров с родителями и театральных представлений в детском саду. Помимо естественных ситуаций, способствующих накоплению практического опыта, возможно использование специальных проблемных и проблемно-игровых ситуаций.

Основное внимание педагог обращает на своевременное становление у детей позиции «артист». Для этого воспитатель знакомит детей со средствами невербальной выразительности (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности.

Еще один важный аспект работы воспитателя связан с первичным освоением детьми позиции «режиссера» театрализованной игры. Это предполагает развитие умений создавать игровой пространство на плоскости стола, наполнять игрушками и фигурками по своему усмотрению. Также осваивается позиция «оформителя спектакля» в процессе подготовки игры-драматизации, что подразумевает развитие умений определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов включаться в процесс изготовления недостающих атрибутов.

Организация самодеятельной театрализованной игры оказывается недостаточной для освоения специальных игровых умений. Это предполагает организацию работы по театрализации литературного произведения в следующих направлениях: углубления восприятия литературного текста, развитие специальных умений, самостоятельное детское творчество во время спектакля и после него.

Основными принципами организации работы с детьми является комплексность, импровизационность и интегрированность.

Принципы комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами художественной деятельности. Согласно принципу импровизационности, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность дошкольника. Согласно принципу интегрированности, целенаправленная работа по развитию театрализованной игровой деятельности дошкольников включается в целостный педагогический процесс.

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения ребенка, его самореализация в разных видах творчества, самоутверждение в группе сверстников.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития в старшей группеУголок художественно-эстетического развития в старшей группе Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованные игры как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника
Опубликовано: 17 ноября 2023 в 23:30
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованные игры как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Липина Оксана (УИ 1779361) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД