Липина Оксана
Театрализованные игры как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Особое значение в процессе социализации детей дошкольного возраста имеют творческие сюжетные игры, в частности театрализованные. Театрализованные игры является эффективным средством речевого и художественно-эстетического развития дошкольника.
Публикация «Театрализованные игры как средство социально-эмоционального, речевого и художественно-эстетического развития дошкольника» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские. Театрализованная игра имеет непосредственное отношение к двум видам деятельности : игровой и художественной. Игровая деятельность отличается импровизированным свободным характером, что исключает социальное обучение вмешательство педагога в самостоятельные театрализованные игры дошкольников. В тоже время как разновидность художественной деятельности театрализация предполагает необходимость системы работы по трем направлениям: восприятие литературного текста, развитие специальных художественно-игровых умений и самостоятельная творческая деятельность детей. Поэтому развитие театрализованной игры у дошкольников проходит эффективнее при особой организации педагогического процесса.
В среднем дошкольном возрасте дети осваивают главную характерную черту театрализованной игры : ее ориентированность на зрителя. Малыш играя «для себя» его мало заботила реакция окружающих. Похвали – хорошо, не обратили внимание – тоже нормально. Воспринимать других людей как зрителей он был еще не готов. Постепенно ребенок начинает проявлять интерес к наличию настоящих (взрослых, детей) и игрушечных зрителей, для которых он играет.
Это становится возможным, если педагог постепенно переориентирует ребенка с процесса игры на ее результат. Младшего дошкольника захватывают игровые действия, связанные с переодеванием, манипулированием привлекательными игрушками и атрибутами. Воспитатель собственным примером показывает, как важно сделать представление интересным для зрителей, выразительно исполняя роль. Это является мотивом для освоения детьми способов воплощения целостного образа литературного героя с помощью комплекса средств речевой и невербальной выразительности.
Данные особенности освоения театрализованной игры необходимо учитывать в работе с детьми дошкольного возраста.
Программа «Детство» определяет основные задачи педагогической деятельности :
1. Воспитание интереса детей к театрализованной игре.
2. Расширение театрально-игрового опыта дошкольников за счет освоения разных видов деятельности – драматизации и режиссерской игры.
3. Развитие специальных игровых умений.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРВОЙ ЗАДАЧИ.
В среднем возрасте целесообразно углублять интерес детей к театрализованным играм, основой чего становится развитие интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности. Импровизационность является основой работы на этапе первоначального обсуждения образов героев и на этапе игрового анализа результатов театрализованной игры.
Дети подводятся к пониманию того, что одного и того же героя, ситуацию можно показать по-разному.
СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОЙ ЗАДАЧИ.
Расширение театрально- игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации.
В игре-драматизации ребенок, исполняя роль, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами игры-драматизации являются : игра-имитация образов животных, людей, литературных персонажей; инсценирование произведения ; игра-импровизация, свободно воспроизводящая сюжет без предварительной подготовки.
Самым простым из них является игра-имитация отдельных действий и эмоций героя. Героями могут быть люди разного возраста, пола, профессий; животные; герои литературных произведений.
Когда основы игры-имитации освоены большинством детей, воспитатель переходит к играм-импровизациям. В отличии от игр-имитаций это предполагает показ не отдельных действий, а их системы, не отдельной эмоции, а ее развитие в рамках простого, законченного сюжета.
Решение второй задачи предполагает также расширение игрового опыта детей за счет освоения режиссерской и театрализованной игры.
В режиссерской игре носителями ролей являются игрушки или их заменители, ребенок, управляя ими, организует деятельность как «сценарист» и «режиссер».
Воспитатель помогает детям 4-5 лет освоить разные виды настольного театра : театр мягкой игрушки, «вязальный» театр, театр народной игрушки, театр верховых кукол и пр.
СОВЕТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕТЬЕЙ ЗАДАЧИ
Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников. Их развитие обеспечивает освоение комплекса игровых позиций : «зритель», «артист», «режиссер кукольного спектакля», «оформитель спектакля».
В первую очередь воспитатель обеспечивает освоение у детей позиции «зритель», которая подразумевает освоение элементов культуры поведения в театре, а именно быть доброжелательным и внимательным зрителем, не покидать своего места во время спектакля, отвечать на обращение «артистов», благодарить с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников – «артистов».
Решению данных задач будет способствовать посещение детьми театров с родителями и театральных представлений в детском саду. Помимо естественных ситуаций, способствующих накоплению практического опыта, возможно использование специальных проблемных и проблемно-игровых ситуаций.
Основное внимание педагог обращает на своевременное становление у детей позиции «артист». Для этого воспитатель знакомит детей со средствами невербальной выразительности (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности.
Еще один важный аспект работы воспитателя связан с первичным освоением детьми позиции «режиссера» театрализованной игры. Это предполагает развитие умений создавать игровой пространство на плоскости стола, наполнять игрушками и фигурками по своему усмотрению. Также осваивается позиция «оформителя спектакля» в процессе подготовки игры-драматизации, что подразумевает развитие умений определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов включаться в процесс изготовления недостающих атрибутов.
Организация самодеятельной театрализованной игры оказывается недостаточной для освоения специальных игровых умений. Это предполагает организацию работы по театрализации литературного произведения в следующих направлениях: углубления восприятия литературного текста, развитие специальных умений, самостоятельное детское творчество во время спектакля и после него.
Основными принципами организации работы с детьми является комплексность, импровизационность и интегрированность.
Принципы комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами художественной деятельности. Согласно принципу импровизационности, театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность дошкольника. Согласно принципу интегрированности, целенаправленная работа по развитию театрализованной игровой деятельности дошкольников включается в целостный педагогический процесс.
Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения ребенка, его самореализация в разных видах творчества, самоутверждение в группе сверстников.