Елена Сюсюра
Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Публикация «Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в группе, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО :
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения : словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей мы учитываем :
• предметно-пространственная среда - основа самостоятельного творчества каждого ребенка.
• соблюдение принципов построения развивающей игровой среды
• соответствие возрастным особенностям детей
• выполнение правил техники безопасности
• эстетическое оформление игрового оборудования
Для успешной работы создана предметно-пространственная среда : в группе с помощью воспитателей и родителей оборудован театральный уголок «В гостях у сказки», для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров. Недавно была изготовлена настольная ширма, дети попробовали показать сказки, и им очень понравилось выступать в роли артистов. Были изготовлены некоторые декорации, которые позволяли глубже окунуться в мир сказок (это избушки лубяная и ледяная, ёлочки, полянки с грибочками). Кроме того, недавно был изготовлен вязанный пальчиковый театр по сказкам : «Колобок», «Курочка ряба», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Маша и медведь». Был изготовлен театр на дисках по сказке «Волк и семеро козлят», а также театр, который очень полюбился детям – это театр на перчатках, одев на ручку героя ребёнок сам может придумать сюжет сказки, кроме того в роли ножек выступают пальчики и тем самым происходит развитие мелкой моторики рук. Также в нашем уголке существуют такие виды театров как «Театр резиновых игрушек», перчаточный театр по сказке «Репка», настольный театр по сказке «Три поросёнка» а также набор шапочек – масок для постановки сказки «Колобок», «Репка».
Сотрудничество с родителями включило в себя такие формы работы, как выступление на родительских собраниях; индивидуальное консультирование; помощь в изготовлении атрибутов. Наша задача была заключена в том, чтобы донести до родителей, с какой целью в группе организован театральный уголок и какие цели и задачи мы ставим, используя в работе с детьми атрибуты и пособия по театрализации.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.); образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Содержание работы с детьми по театрализованной деятельности включает в себя :
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения, образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки;
Пальчиковый игротренинг;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;
Театральные этюды;
Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов;
Просмотр кукольных спектаклей.
Основные требования к организации театрализованных игр
• Содержательность и разнообразие тематики.
• Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
• Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
• Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
• Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности.