Папки-передвижки

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития дошкольников

Флюра Горловецкая
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Взаимодействие театрализованной деятельности и изобразительного творчества, как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Публикация «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития дошкольников» размещена в разделах

Соединение (синтез) видов искусств — музыки, театра, художественного слова, живописи вызывает у детей яркие эмоционально-эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Взаимодействие различных видов искусства раскрывает творческий потенциал всех участников педагогического процесса, улучшают отношения между детьми, педагогами и родителями, повышает уровень их художественной и общей культуры.

Согласование разных видов искусства происходит на комплексных или интегрированных занятиях, Например, в рисование, аппликацию, лепку, можно добавить слушание музыкальных классических произведений, театрализованную деятельность, просмотр слайдовых программ, видео.

Также, благодаря синтезу искусств возможно развить воображение, фантазию, восприятие, память, развить мелкую моторику рук, а также умения и навыки (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).

Ребенку важно предоставить возможность побывать в любой роли: актера, режиссера, декоратора, музыканта. Ведь изготовление атрибутов, костюмов, бутафории, афиш, декораций, пригласительных билетов дает повод для технического и изобразительного творчества дошкольников. Все занятия по лепке, аппликации, рисованию приобретают смысл, замысел, дают ребенку поле для фантазий. В этот момент происходит приобщение к совместной дизайнерской деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, создание выразительного художественного образа, развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата, организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций, обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

Когда ребенок входит в роль декоратора, он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.

Любовь к театру становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.

У детей появляются устойчивые предпочтения к определённым жанрам музыкальных, литературных и изобразительных произведений.

Активно развиваются художественно- творческие способности, дети сами придумывают загадки, сказки, песни, сочиняют стихи, создают аппликацию, рисуют. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям как своих сверстников, так и своим собственным.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию, во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

В театрализованных играх дети могут разыграть несложные представления по литературным сюжетам, картинкам используя при этом выразительные средства (интонацию, мимику, пантомимику, жестикуляцию).

Этюды способствуют обогащению умения детей передавать художественными средствами образ персонажа. Предложенные игры и этюды помогут сформировать коммуникативные навыки и умения детей.

Пример: Этюд «Хвастливый заяц»

Цель: развитие умения передавать характер с помощью движения, мимики голоса.

Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад. Голос громкий, уверенный.

Этюд повторяется несколько раз разными детьми.

Этюды – настроения

Цель: развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью

мимики и жестов.

Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены.

Настроение радости – веселые глаза, приподнятые уголки рта.

Этюд «Изобрази жестом»

Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог:

«высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.

Театрализованные игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные игры помогают всесторонне развивать ребенка.

Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и так далее. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

Игра- имитация отдельных действий человека, животных, птиц (дет проснулись, потянулись помахали крыльями и полетели) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра –имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игры-драматизации каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия в которых он живет. Поэтому важно найти нужные средства выразительности : интонацию, мимику, жесты. Для этого можно использовать метод наблюдения за повадками животных, вместе с детьми имитировать их движения, передавать голосом различные состояния (страх, радость, удивление, ласку). Вся подготовительная работа по подведению детей к драматизации осуществляется поэтапно. В процессе чтения и рассказывания произведения дети знакомятся с текстом; слушание аудиозаписи и просмотр фильма помогает дошкольникам лучше понять содержание, дать правильную оценку героям. В дальнейшем все это укрепляется импровизацией. На предварительном этапе не надо разучивать с детьми текст, т. к. это затрудняет, затормаживает свободную речь и действия, сковывает и связывает творческие проявления.

В детском саду выделяют следующие виды драматизации игр:

-Пальчиковые. В игре участвуют куклы, которые дети надевают на пальцы и управляют ими. По движению сюжета ребёнок действует одним или несколькими персонажами-пальцами, произнося текст. Допускаются свободные действия или за ширмой.

- С куклами бибабо. Действие игры происходит на ширме. Дети надевают на руку куклы и становятся водящими, проговаривая текст за персонажа. На усмотрение воспитателя допускается свободное передвижение дошкольников.

- Импровизация. Этот вид игры-драматизации предполагает использование кукол и самостоятельную игру детей. Главное отличие от других — разработка сюжета по ходу действия.

- Самостоятельная игра. Предполагается, что ребёнок, облачившись по возможности в маску, накидку и т. п., играет за персонажа самостоятельно, без кукол и проч.

Игры с элементами театрализации включают в себя : речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

Данные игры интегрированы с другими видами детской деятельности : изобразительной, художественно-речевой, музыкальной и двигательной.

Дошкольники передают образы героев в лепке, аппликации, рисунках, конструировании, постигают азы актерского мастерства с помощью мимики, пантомимы, интонации, ритма, дикции и движений. Эталоном для подражания, безусловно, должен быть педагог, ведь от его умений выразительно читать, передавать интонацию, характерную мимику, жесты зависит, в какой степени ребенок овладеет средствами выразительности. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Использование театрализованных представлений относятся к образовательной деятельности. В младшем дошкольном возрасте это лепка, рисование, аппликация, музыка.

Увлечь детей музыкой, театром, живописью, научить их понимать прекрасное – важная миссия взаимодействия педагогов, воспитателей и музыкального руководителя. Именно искусство пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Взаимодействие разных видов искусства происходит на комплексных или интегрированных занятиях, включающих в себя следующие виды искусства и художественной деятельности детей : рисование, аппликация, лепка, слушание стихотворений и художественной прозы, к которым добавляется слушание музыкальных классических произведений, театрализованная деятельность, просмотр слайдовых программ, видео.

На таких занятиях дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись). Все виды художественной деятельности объединяются, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ

Изобразительная и театрализованная деятельность являются наглядными формами художественного отражения жизни, основанными на восприятии окружающего мира через образы. Чтобы дети полюбили искусство, необходимо с самого раннего возраста приобщать к нему ребёнка.

Дошкольников в изобразительной деятельности воспитывает самостоятельность, аккуратность, активность, а помогают им в этом сказочные персонажи. Огромную радость доставляет подведение итогов, каждый ребенок вместе с гостем проводит презентацию своего рисунка или поделки.

Именно использование театрализованной деятельности на занятиях изобразительным искусством является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

В процессе реализации комплекса занятий по изобразительному творчеству с использованием театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

развивается самостоятельность и творческие способности дошкольник;

—воспитывается интерес к различным видам искусства;

— дети овладевают импровизацией;

развивается речевая деятельность;

—совершенствуются познавательные процессы;

развиваются изобразительные навыки и умения.

Изобразительная деятельность носит характер пространственно-изобразительной, оформительской, дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;

Задача пробудить у детей интерес к изобразительной деятельности, вызвать желание рисовать, лепить, научиться пользоваться ножницами, а также эмоциональный отклик в их душе. Все это можно добиться только через игру.

Именно использование театрализованной деятельности на занятиях изобразительным искусством является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

В процессе реализации комплекса занятий по изобразительному творчеству с использованием театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

развитие творческих способностей и творческой самостоятельности

дошкольника;

—воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

—овладение импровизационными умениями;

развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

—совершенствование познавательных процессов;

развитие изобразительных навыков и умений.

Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта.

Выявлено взаимовлияние изобразительной и театрально-игровой деятельности на эстетическое воспитание детей: во-первых, при оформлении декораций, изготовление масок, костюмов, во-вторых, при возникновении образов у детей.

«Театр – одновременно для детей, проявляющих особый интерес к изобразительной деятельности. Основная цель это - знакомство с работой театрального художника с различными видами театрально-декаративной деятельности, разными видами искусств: драматический, музыкальный, изобразительный – развивая у детей творчество и фантазию.

Знакомство с произведениями художников – пейзажистов – воспитывать любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства, умение отражать русскую природу в разное время года: рисовать деревья, передавая их характерные особенности.

Как можно объединить театрализованную игру с аппликацией?

В театрализованной деятельности мы познаем, анализируем, заучиваем и играем в сказку. Используя то, что аппликация есть простой и доступный творческий способ создания художественной работы и для использования игры, и один из самых любимых для детей, мы, занимаясь аппликацией с ребятами, развиваем художественно-эстетическое видение сказочного сюжета, творческие способности, психические процессы (внимание, память, мышление, речь) и моторные навыки. При этом закрепляется содержание сказки, духовные и эмоциональные переживания детей.

Во время создания аппликации дети заново переживают сказку, изображают ее, как бы подводят итог театрализованной игры и используют в дальнейшем для игры. При этом лишний раз надо закрепить моторное исполнение работы (вырезание, обрывание, прикладывание с учетом художественно эстетического развития).

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы.

В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления.

Театрализацию в своей работе с детьми я применяю с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. Конечно с возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети начинают инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения.

В целом добиваюсь того, чтобы дети сами старались передавать настроение, изменять мимику. Большое внимание уделяю музыкальности речи ребенка, правильному произношению слов, умению строить и воспроизводить музыкальные фразы.

Музыкальная деятельность - исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т. д.

В процессе театрализованных игр на музыкальных занятиях, происходит интегрированное воспитание детей, обучаю выразительному пению, пластике движения, игре на музыкальных инструментах. Создание творческую атмосферу, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В процессе создания театрализованных представлений на основе музыкальных произведений для ребенка открывается еще одна сторона искусства, еще один способ самовыражения, с помощью которого он может стать непосредственным творцом.

Музыкальный компонент театральных занятий расширяет развивающие и воспитательные возможности театра, усиливает эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка, поскольку к театральному языку мимики и жестов добавляется закодированный музыкальный язык мыслей и чувств.

Театрализованная деятельность для ребенка – это некое подобие, собирательный образ детской игры, где моделирование жизненных ситуаций точнее, острее и эмоциональнее, образ более завершенный, а обучающий эффект более значительный. Такая театрализованная деятельность, сохраняющая непосредственность детской игры, основана на творческой импровизации детей – песенной, танцевальной, игровой, ориентирующейся, главным образом, на понимание смысла и эмоциональной атмосферы общей и индивидуальной деятельности.

Театрализованная деятельность, в процессе музыкального воспитания детей исполняет социализирующую функцию и тем самым дает толчок к дальнейшему развитию способностей ребенка.

Музыкально-театрализованная деятельность – это одна из самых доступных и демократичных видов деятельности в детском саду, которая осуществляет основные воспитательные функции: умственное развитие, эмоциональное развитие, развитие творческих способностей. Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки.

На музыкальных занятиях учить передавать детей особенности образа-героев от зернышка до удачной жизни маленькой девочки. Сразу после игры-драматизации рисовали своего героя.

Театрализацию в работе с детьми применяем с самого младшего возраста. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. С возрастом задачи по театрализованной деятельности будут усложняться, дети будут инсценировать небольшие сказки, поэтические произведения.

С малышами уделяем внимание отражению сказочных образов животных, анализируем характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Используем упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.

В целом добиваемся того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. В работе с детьми важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль.

В танцевальном творчестве внимание уделяем воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек. На занятиях используем различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др.

Важным этапом театральной деятельности является работа над актерским мастерством детей. В качестве примера можно предложить ребенку показать образ вкусной конфеты, трусливого зайчика и т. д.

С помощью театрализованной деятельности дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно, учатся быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнять других героев, обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах.

Таким образом, можно сделать вывод, что неотъемлемым элементом и важнейшим средством художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность.

Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:

- восприятие музыки;

- песенно-игровое творчество;

- пластическое интонирование;

- инструментальное музицирование;

- художественное слово;

- театрализованные игры;

- сценическое действие с единым художественным замыслом.

Наиболее эффективны при слушании музыки, являются следующие методические приё мы:

- «Послушай и расскажи»

- «Послушай и протанцуй»

- «Послушай и сыграй»

- «Слушай и пой» и др.

Кроме слушания и пения огромное внимание в музыкально-театральной работе уделяется такому виду деятельности, как ритмические движения, пластика, танцевальные импровизации. В постановках сказок или мюзиклов образные танцы героев занимают одно из самых ярких и интересных мест.

Театральная деятельность включает в себя следующие моменты музыкального развития :

1. Инсценировка песен;

2. Театральные этюды;

3. Развлечения;

4. Фольклорные праздники;

5. Сказки, мюзиклы, водевили, театрализованные представления.

Особой популярностью в работе с дошкольниками в последнее время пользуются постановки мюзиклов.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального, нравственного и художественно-эстетического развития. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностейТеатрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностей Цель: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Задача: прививать через сказку и сказочных персонажей любовь.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития дошкольников
Опубликовано: 11 мая 2022 в 08:34
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Флюра Горловецкая (УИ 395355) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД