АЛЕКСАНДРА
Опыт работы «Театрализованная деятельность как инструмент речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы на тему
"Театрализованная деятельность как инструмент речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности : умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по- своему видеть и понимать жизнь.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Опыт работы, практика
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речь – одно из важнейших направлений развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в мир взрослых, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Актуальность проводимой работы по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность обусловлена тем, что в последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Поставили цель: формирование и совершенствование речевых умений и навыков воспитанников,
и выделили
Задачи:
1. Обогащать и активизировать словарь детей.
2. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей.
3. Развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.
4. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально – положительные отношения со сверстниками, воспитание воли и уверенности.
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.
в работе я использовала следующие формы работы с детьми
Занятия;
Игры – занятия;
Игры- загадки;
Занятия- путешествия;
Игры- драматизации;
Совместная деятельность педагога и воспитанников;
Самостоятельная деятельность воспитанников;
Игры, упражнения, этюды.
Работу основного мероприятия разделили на три этапа:
I этап - Подготовительный.
• Изучение и анализ литературы по этому вопросу;
• Написание перспективного плана по театрализованной деятельности с детьми 4-5 лет, и перспективного плана проведения театрализованных игр, развлечений и досугов с родителями;
• Составление анкет для родителей;
• Подборка картотек игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика; сценарии сказок, театрализованные игр, этюды;
• Подготовка и проведение родительского собрания.
Основной этап: II этап - Основной
В него вошли:
• Диагностический срез знаний детей;
• Анкетирование родителей;
• Обогащение развивающей среды;
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала. ;
• Изготовление альбомов по сказкам, картотек: пальчиковых игр, речевых игр, этюдов, потешек;
• Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям;
• Совместная деятельность педагога с детьми по речевому развитию;
• Показ различных мероприятий по театрализованной деятельности в разных возрастных группах детского сада;
• Совместная поэтапная деятельность педагога с детьми по подготовке итогового театрализованного представления детьми сказки «Три медведя»;
• Активизация работы с детьми и их родителями;
• Итоговая диагностика
Дети не могут сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, нет речевой активности, нет заинтересованности к самостоятельному познанию и размышлению. Кроме этого не во всех видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, не проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания, без особого удовольствия участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях, играх – драматизациях
Виды театров, которые я использовала в работе используемые в работе :
• настольный кукольный
• костюмированный
• масочный
• на палочках теневой
• на прищепках
• на ладошке
• на ложках
• Би-Ба-Бо
• на кружках
• театр рукавичка
• гонзики
• Пальчиковый
• Артикуляционная гимнастика
• Чистоговорки и скороговорки
• Пластические этюды
• Мимические этюды
• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний)
• Упражнения на воображение
• Упражнения на напряжение и расслабление мышц
• Упражнения на имитацию движений
• Упражнения на активизацию словарного запаса
• Упражнения на формирование разговорной речи
• Упражнения на отбивание ритма
• Упражнения на речевое дыхание
• Игры со словами и без слов
• Хороводные игры
• Подвижные игры с героями
• Обыгрывание эпизодов
• Инсценирование сказок, потешек, стихов
• Показ театрализованных представлений
. Перед тем, как показать главное мероприятие, мы ходили к детям других групп и показывали небольшие инсценировки к детям первой младшей группы приходили "мамочки с детками (куколками) и пели колыбельные песенки. После чего играли в игру "Зайка", всем малышам надевали маски, и они очень активно имитировали движения по тексту игры.
К детям второй младшей группы приходили с обыгрыванием потешек, а в конце провели игру "Паровоз", используя разнообразные имитирующие движения с передачей голосом звуков животных после отгадывания загадки.
В старшей группе наши маленькие артисты показали сказку «Олино колечко" и провели игру "Если нравится тебе, то делай так…".
Для детей подготовительной группы и речевых групп в музыкальном зале были разыграны отрывки из сказок Чуковского "Телефон" и "Путаница". В перерывах между показами, пока мои артисты переодевались, провела конкурс загадок по сказкам Чуковского, а в конце показа, используя музыкальное сопровождение, ребята имитировали движения животных (картинки животных были розданы в начале представления, как билетики).
• Так же мы готовились и показывали сказку «Три медведя», подготовка так же проводилась в три этапа. 1. Подготовительный
• знакомство детей содержанием произведения;
• изготовление костюмов и атрибутов.
• 2 этап. основной.
• подготовка к проведению самого спектакля;
• подготовка к выступлению на сцене;
• работа над ролью;
• работа над речью;
• работа над мимикой, жестами;
• распределение ролей.
• подготовка афиши;
• оформление зала к представлению, последние репетиции;
• примерка костюмов;
• Совместно с родителями показали сказку «Три медведя» детям всего детского сада.
• Заключительный этап в работе. подведение итогов и результат.
Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно
пользоваться языковыми средствами при передаче своих
мыслей и в различных ситуациях речевого общения,
повысилась речевая активность, появился живой интерес к
самостоятельному познанию и размышлению.
Результат проделанной работы
• Обогатился и активизировался словарь детей.
• Усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь детей.
• Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
• Формируется у детей умение согласовывать слова в предложении.
• Расширились представления детей об окружающей действительности.
• У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
• Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
• Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
• Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
рекомендации родителям
Цель достигнута, задачи решены.