Татьяна Флигер
Конспект занятия-похода «Там на неведомых тропинках» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий занятия - похода "Там на неведомых тропинках"
(для детей 5-7 лет)
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
1. Ф. И. О. педагога Флигер Татьяна Петровна
2. Доминирующая образовательная область Познавательная
3. Вид деятельности детей - Игровая
- Коммуникативная
- Музыкальная
- Двигательная
- Восприятие художественной литературы
- Познавательно-исследовательская
- Конструктивная
- Изобразительная
4. Форма организации Занятие
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Туризм. Туристическая деятельность
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2024
1. Тема образовательной деятельности «Там на неведомых тропинках»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия 1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей :
- просьба помочь решить проблему.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД :
- решение проблемных ситуаций;
- диалоговая беседа;
- рассматривание слайдов презентации «Лекарственные растения»
Приёмы организации практической деятельности детей :
- очистка водоема от мусора;
- складывание дров для костра;
- работа с картой и компасом.
3. Приемы поддержания интереса у детей :
- создание проблемной ситуации;
- чередование видов деятельности;
- индивидуальная работа.
4. Приемы оценки и самооценки:
- словесное поощрение;
- обсуждение полученных результатов.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативная: диалоговая беседа.
Познавательное: рассматривание слайдов презентации «Лекарственные растения» с комментариями; исследование водного объекта; рассматривание предметов труда пасечника.
Физическая: подвижная игра «Пчёлы и мёд»
4. Возрастная группа: Дети 5- 7 лет
5. Цель: формирование навыков безопасности жизнедеятельности посредством туристической деятельности
6. Задачи: - воспитывать интерес к туризму и здоровому образу жизни;
- способствовать освоению простейших туристических умений и навыков;
- обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение складывать костер, собирать рюкзак, правильно подбирать одежду для похода;
- развивать у детей интерес к физической культуре и спорту, двигательные навыки;
- воспитание любознательности, положительного отношения детей к прогулкам и ответственного отношения к действиям на природе;
- воспитывать нравственно-волевые качества: целеустремлённость, дружелюбие, взаимовыручку, чувство коллективизма.
7. Планируемые результаты: - ребенок активен в разных видах познавательной деятельности; по собственной инициативе наблюдает, экспериментирует, рассуждает, выдвигает проблемы, проявляет догадку и сообразительность в процессе их решения;
- ребенок организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
- ребенок проявляет творческую активность; самостоятельно определяет замысел будущей работы, может ее конкретизировать;;
- ребенок владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- ребенок способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности; в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Организация: на территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга отмечаются точки туристического маршрута. Для старших групп оформляются маршрутные листы, схематично изображающие территорию и направление движения от пункта к пункту.
Оборудование: палатка, рюкзаки, компас, ложки, обручи, рыбки, котелок, гитара, ориентиры, карты территории детского сада с нанесенными точками – станциями, спортивная экипировка детей (удобная обувь, головные уборы, рюкзаки); поленца дров; картинки лекарственных растений (лужайка или грядка с растениями); цветы (для п/игры, ведёрки (разного цвета, шляпа с сеткой (пчеловоду, дымарь – 2 шт. ; конверты с пазлами: «Прошлое» и «Настоящее», мольберты, магниты; цв. краски, кисти, пищевая плёнка; музыкальная колонка, записи походных песен.
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятиях, в режимных моментах
просмотр презентаций; проведение бесед с детьми о туристах; загадывание загадок по теме; проведение д/и; рисование знаков – правил поведения на природе; сообщение родителям о предстоящем походе и необходимой экипировке детей.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - 35 мин.
I. Вводная часть Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей
Определение цели - 8 мин.
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации) Участники мероприятия (похода) собираются вместе у центрального входа в детский сад. Недалеко от них стоит стол, за которым сидит 2 детей.
1-й ребё нок: Скучно сидеть в детском саду. Не пойти ли нам в поход
2-й ребё нок: А что для этого нужно?
1-й ребё нок: План маршрута!
2-й ребё нок: А давай нарисуем!
Дети берут лист бумаги и начинают рисовать план маршрута, при этом рассуждая.
Один из детей обращает внимание на стоящих детей.
1-й ребё нок: - Ой, кажется у нас гости! Здравствуйте, ребята!
- Кто из вас скажет, почему мы так одеты? (ответы детей)
- Куда можно идти в таком виде? (на дачу, в поход и т. д.) Правильно в поход.
1.2 Мотивация деятельности детей 2-й ребёнок : - А вы хотели бы пойти с нами в поход и узнать что-то новое? (да) Но вы не готовы!
Взрослый (В) : Почему?
2-й ребё нок: У вас нет головных уборов, а это главное в походе. Чтобы избежать солнечного удара и обезопасить голову.
В: А как нам быть?
1-й ребё нок: Не переживайте, мы можем вам в этом помочь! Приглашаем вас на мастер-класс по изготовлению головного убора. Подойдите к столу
Изготовление кепки из бумаги.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) - А для чего берут в поход эти вещи: рюкзак, компас, аптечку, фотоаппарат, лупу? (ответы).
В: Предлагаю взять с собой фоторепортёра! Вы не против!
- Каждый турист должен знать и выполнять правила:
Природу надо -Уважать!
Лесных зверей -Не обижать!
Всякую букашку -Надо любить!
А деревья нельзя -Рубить!
Все живое надо -Охранять!
Цветов и ягод много -Не рвать!
II. Основная часть: Презентация ситуации.
Выявление проблемы.
Выявление проблем экспериментирования, обсуждение полученных результатов.
Систематизация информации о витражах.
Продуктивная деятельность - 22 мин.
В: Головные уборы готовы! Берём аптечку, схему маршрута и отправляемся в путь!
- Кто шагает с рюкзаком?
- Мы - туристы!
- Кто со скукой не знаком?
- Мы – туристы!
- Кто на свете всех дружней?
- Мы – туристы!
- Нет на свете веселей
- Нас – туристов!
Остановка №1 «Зеленая аптека»
Подходя к пункту назначения, участники наблюдают следующую картину: 2 детей (один из которых старается наложить другому марлевую повязку).
Больной: Ай-ай-ай, мне больно! Я поранил руку! Доктор помогите! (кричит)
Доктор: Не кричите больной, потерпите. (Обращается к участникам) Уважаемые участники похода, кто из вас знает, какую медицинскую помощь можно оказать при ссадинах, царапинах, порезах? (ответы). Какие лекарственные растения могут нам помочь? (ответы детей)
Доктор: Для оказания медицинской помощи мне нужен ассистент. (из участников похода)
1-й турист: А у нас как раз есть аптечка (передаёт доктору)
Больной: За вашу помощь и ответы мы хотим подарить вам подарки – мешочек с душистой травой! Заваривайте чай, пейте и не болейте!
В: Спасибо вам! -А мы продолжаем свой путь! Посмотрим на схему маршрута – правильно ли мы идём? Впереди озеро!
Остановка №2 «Озеро»
Взрослый обращает внимание на водоем. На поверхности плавают пластиковые бутылки, бумага, пищевые отходы.
Дети: Какой ужас!
1-й рыбак: Что не так с нашим водоёмом? (ответы)
2-й рыбак: - Что нужно сделать? (очистить)
- Как будем сортировать мусор? Можно ли мусор складывать в один контейнер? Почему? (ответы)
Какие отходы будем складывать в красный контейнер? (пищевые отходы). В жёлтый? (пластик). В синий? (бумагу). (Рыбак раздаёт участникам похода сачки для очистки водоёма). - За работу! Очистим водоём!
Участники похода очищают водоём, сортируя отходы по контейнерам: «Бумага», «Пластик», «Пищевые отходы».
В: - А мы продолжаем наш поход! Смотрим на схему и двигаемся дальше. Наш путь будет долгим, и чтобы веселее было в пути, поможет нам песня идти. (включается походная песня «Весёлый ветер» и дети идут дальше)
Участники похода подходят к полянке, на которой стоит палатка, костёр и сидит турист (взрослый) с гитарой.
Дети: -Ура! Привал!
В: -А что можно делать на привале? (ответы)
Остановка №3 ПРИВАЛ
Все рассаживаются на коврики.
В: - Иногда туристы уходят в поход не на один день и поэтому им нужно уметь разводить костёр, чтобы приготовить еду и ставить палатку?
Разводить костё р необходимо помнить правила:
- костер всегда разводит только взрослый;
- нельзя жечь костер в ветреную погоду, на сухой траве, камнях, вблизи хвойных деревьев;
- чтобы подготовить место для костра, лопатой снимают верхний слой почвы с насекомыми и корнями растений;
- для дров никогда не ломают живые деревья, а берут сухие ветки, лежащие на земле;
- перед уходом хорошо заливают костер водой, чтобы он остыл, и снятым слоем земли накрывают яму.
Сложить костёр из полешек по схеме.
Ведущий: Закончен наш привали мы продолжаем наш путь! Посмотрим на схему!
Остановка №4 «Пасека»
Участников встречают дети в одеждах пчеловода.
1-й пчеловод: - Здравствуйте, гости дорогие, проходите! - Как называется, домики для пчёл? (ульи) А человек, который за ними ухаживает? (пчеловод)- Что защищает пчеловода от укуса пчёл? (шляпа с сеткой и дымарь)
2-й пчеловод: - Что кроме мёда, пчеловоды получают от пчёл? (воск, маточное молочко, пергу)- Для чего используют мёд? (ответы)
-Приглашают вас поиграть с нами!
Игра «Пчелы и цветы»
Дети делятся на две подгруппы: одни- пчёлы, другие – цветы. У детей на запястье цветы определё нного цвета: красные, синие, жёлтые. Играющие встают по три-четыре человека, образуя круг. Дети – пчёлы (их больше чем цветов). У них в руках ведёрки (синие, красные, жёлтые).
«Целый день спешит пчела, у нее с утра дела. На полянку за медком, и кружится над цветком» Игроки останавливаются, обращаются к «пчеле» : «Пчелка, пчелка, пожужжи, и к цветку скорей лети!» «пчелы» летят на цветки с определё нным цветом: (синий, красный и т. д.)
В: - Отлично отдохнули, продолжаем наш поход!
(участники подходят к спортивной площадке)
1-й ребё нок: - Только я не знаю куда дальше идти?
2-й ребё нок: Смотрите здесь указатель. ( читает надпись на указателе: «Настоящее, «Прошлое»)
- Интересно, чтобы это значило?
В: Посмотрите, а здесь еще инструкция! (показывает). Предлагаю разделится на две группы. Одна группа отправится в «Прошлое», а другая останется в «Настоящем» и в конце пути мы узнаем, что же нас ждёт. Согласны? (да). Компасы помогут нам ориентироваться в пути.
Участники похода с помощью компаса и рекомендаций, должны отыскать конверты с пазлами «Прошлое» и «Настоящее».
В: - Предлагаю соединить пазлы «Прошлого» и «Настоящего» (выполняют). Посмотрите, знакомы ли вам эти места? (фотографии из прошлого города Бугуруслана и его новостройки).
III. Заключительная часть Заключительный этап решения проблемы.
Выдвижение новых проблем - 5 мин.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей 1-й ребёнок : Вот мы и подошли к точке отправления.
2-й ребё нок: Наш поход окончен.
В: Предлагаю оставить ваши впечатления от похода. Участники подходят к столам, где стоят краски, баночки с водой и кисточки (рисуют на пищевой плёнке, натянутой между стоек).
Спасибо всем участникам сегодняшнего похода!