Ирина Мартынова
«Тайны семейного альбома» — открытая НОД по социально-личностному развитию во второй старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи образовательных областей:
Социализация :
развивать в детях чувство семейной сплочённости, воспитывать интерес к истории своей семьи;
формировать навыки общения, сотрудничества, сотворчества родителей и детей;
укреплять семейные ценности и традиции;
создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, и детей.
Познание:
формирование элементарных представлений об истории человечества, расширения кругозора детей;
Коммуникация:
развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
Публикация «„Тайны семейного альбома“ — открытая НОД по социально-личностному развитию во второй старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
развитие всех компонентов устной речи детей.
Чтение художественной литературы:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
развитие литературной речи.
Музыка:
развитие музыкально- художественной деятельности.
Материалы и оборудование: Аудиозапись Э. Пьехи «Загляните в семейный альбом», фонограмма песни «Семья» муз. Г. Гладкова на слова Е. Плотниковой, интерактивная доска, прожектор, презентация, фонограмма русской народной песни, альбомы с фотографиями, генеалогическое древо каждой семьи, фотоальбомы семейных фотографий.
Предварительная работа: Беседа с детьми о семье, её традициях. Родительские собрания: «Будем знакомы», «Семейные традиции». Анкетирование для родителей: «Моя семья», «Сотрудничество детского сада и семьи». Беседы с родителями: «Зачем человеку детство?», «Знаете ли вы своего ребёнка?. Фотовыставки:, «Генеалогическое древо» семьи. Тематическая неделя: «Я и моя семья». Семейные проекты : «Моя родословная». Выставки сотворчества родителей с детьми: «Я и моя семья» (рисунки) .
Ход :
Собрались все дети в круг Я-твой друг и ты мой друг крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. А теперь, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте улыбнемся и поздороваемся!
Ребенок: -Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
-Здравствуйте!
Что особого тем, мы друг другу сказали?
Просто «Здравствуйте», (Лера Р.)
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку
Солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась жизнь?
Садитесь на стульчики, я вам, что то расскажу!
Звучит песня Э. Пьехи «Семейный альбом»
Ведущий: (держит в руках семейный альбом)
Есть в доме любом
Семейный альбом
Как в зеркале
Мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы,
Зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
Посмотрите на экран, что это? Правильно, фотографии? Вы знаете этих людей, они для вас что то значат?
Правильно, это для меня дорогие и близкие люди, это моя семья. А сейчас я узнаю, хорошо ли вы знаете членов своей семьи (Дети повторяют за воспитателем) :
У кого есть мама – хлопаем в ладоши
У кого есть папы – топаем ногами
У кого есть братик – поднимаем руки
У кого есть сестричка – делаем косички
У кого есть бабушка – делаем фонарики
У кого есть дедушка – хлопаем по коленкам
-Ребята, как вы думаете, что такое семья?
(Ответы детей)
Да семья- это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге. Уважительно относятся друг другу, говорят друг с другом ласково, заботливо, дорожат друг другом.
-Как вы думаете ребята, все семьи одинаковые? Или разные? чем они отличаются? Ответы детей.
Правильно все семьи разные. Есть большие, и есть маленькие семьи.
Ребята, как вы считаете, кто в семье главный, кого можно назвать «главой семьи» и почему?
Дети, рассуждая на эту тему, приводят свои доводы (папа – сильный, всё умеет делать, дедушка – мудрый, старше всех в семье и т. д.)
Воспитатель: А сейчас подумайте и скажите, кого мы называем родственниками?
Дети: Мам, пап, бабушек, дедушек…
Воспитатель: Правильно! Родственниками называют близких по родству людей. А что, по-вашему, означает слово «род»?
Дети: Это люди, связанные одной фамилией, живущие вместе.
Воспитатель: Это одна большая семья. Каждый род имеет свое начало. Самый старший в роду – самый уважаемый человек. А кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Почему?
Дети: Бабушка, дедушка. Потому что они дольше всех прожили и все знают. Мама, папа и я всегда обращаемся к ним с разными вопросами, они советуют как поступить, помогают всем. У них всегда хватает терпения и времени, чтобы поиграть с нами.
Воспитатель: Верно! А еще мы уважаем и любим их за то, что они дали жизнь нашим родителям, а ваши родители – вам.
А сейчас мы с вами поиграем. Обратите внимание на эти кольца. Любой род можно представить в виде этих колец. (Обращается к ребенку) Надень на палочку первое кольцо – это твои прабабушка и прадедушка. Как можно назвать следующее кольцо?
Ребенок: Бабушка и дедушка (Надевает следующее по размеру кольцо) .
Воспитатель: Правильно! (Обращается к другому ребенку) А какое кольцо следующее? И как мы его назовем?
Ребенок: Папа и мама (надевает следующее) .
Воспитатель: А вот это кольцо – ты сам (а). Ребята, у меня осталось еще одно, самое маленькое. Как вы думаете, кого оно обозначает? Подумайте. Скоро вы вырастите…
Дети: Это наши дети!
Воспитатель: Совершенно верно. И что у нас получилось в итоге?
Дети: Пирамида.
Воспитатель: На чем держится пирамида?
Дети: На самом большом кольце.
Воспитатель: Как мы его назвали?
Дети: Прадедушка и прабабушка.
Кем был твой прадед,
Кем твой дед?
О чем они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызывало дружный смех? (Лиля С.)
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошел?
В народном том полку?
И если все узнаешь ты, (Женя Н.)
Изучишь древний род, -
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
Ведущий: Скажите что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Семейный альбом)
- А есть ли в вашем доме Семейный альбом? (Ответы детей)
- Какие виды альбомов бывают? (свадебные, армейские, школьные, семейные) и т. д.
-Вспомнить о прошлом, просмотреть настоящее помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое.
- В каждой семье раньше были большие альбомы с фотографиями. Там любой мог увидеть себя и своих близких маленькими, молодыми, пожилыми.
Ребенок: «Семья»
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается. (Яна П.)
Бабушка с мамою,
Папа
И я
Мы называемся вместе семья!
Ведущий: Дети очень любят фантазировать. Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.
Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. (Открывается картина, изображающая быт прошлого)
Избы были большими и просторными. Вечером за большим столом собиралась вся семья (Фоном звучит русская нар песня) .Взрослые занимались своими делами, а дети играли. Давайте и мы поиграем. Дети отвечают на вопросы:
- Кто для вас папа вашего папы?
- Кто для вас мама вашей мамы?
- Как зовут дочку (сына) вашей мамы?
- Кто вы дома?
- Кто вы в детском саду?
- Идете по улице?
- Зашли в автобус?
- Пришли в театр?
- Пришли в магазин?
Игра «Звуки моей семьи» (показать с помощью музыкальных инструментов)
- Мой звук.
- Звук мамы.
- Звук папы.
- Звук радости в семье.
- Звук утра.
- Звук вечера.
А еще семья, род, напоминают дерево. Большой род всегда изображают в виде дерева. И называется оно семейным деревом. А дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей страны и своего рода, нам не страшны ни какие невзгоды.
Кто желает рассказать о своем роде? Вспомните, чем занимаются ваши родственники и где они живут (рассказы детей о своей родословной по генеалогическому дереву)
Ведущий: Семья – это как пальчики на ваших руках, всегда должны быть вместе.
Физминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Ведущий: С древних времен на Руси народ уважительно относился к семье и придумал много пословиц о ней. Давайте вспомним о них.
Семья сильна, когда над ней крыша одна! (Тима К)
В хорошей семье, хорошие дети растут! (коля Л)
Родители трудолюбивы – дети не ленивы! (Костя Г)
Согласие и лад – в семье клад! (Лена А)
Вся семья вместе так и душа на месте! (Егор Р)
Ведущий: В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены были покидать свои дома, они брали только самые ценные вещи, среди которых были семейные фотографии. У вашего семейного дерева появятся новые ветви, когда вы вырастите и станете папами и мамами. Вы, мальчики, будете защищать своих жен, детей, матерей. А вы, девочки, запомните, настоящая мать никогда не бросит свое дитя, ради него она готова на все. Мама вырастит своего сына или дочь, потом, если придется он встанет на защиту своей страны.
(Рассказы детей о родственниках, воевавших на войне)
А давайте нашим семьям подарим Радость. Я превращу вас во что-нибудь волшебное, и вы от имени этого волшебного порадуете свою семью.
- Возьмите себе, карточки, на счет 3 повернитесь вокруг себя и превратитесь в кусочки радости.
Раз, два, три….
Дидактическая игра «Подари семье радость». Детям раздают карточки с разными картинками: листочек, ягодка, снежинка, капелька, кошка и т. д. Ребёнок называет себя именем картинки и от этого имени дарит семье «радость».
Например: «Я – ягодка. Я подарю своей семье сладость, лето и хорошее настроение.
Я – капелька. Я подарю своей семье свежесть и дождик
Я улыбка. Я подарю своей семье смех и веселье
Я пчелка. Я подарю сладости и здоровье
Я солнышко, я подарю тепло и свет
Я звездочка, я подарю звездное небо и сладкие сны
Я нотка я подарю веселую песенку
Я ветерок, подарю прохладу и свежесть
Я снежинка подарю снежки, снегопад, катание на санках
Я цветок, подарю лето, хорошее настроение».
А теперь немного отдохнем, релаксация «Волшебный сон».
Реснички опускаются глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно глубоко. Напряжение улетело и расслаблено все тело греет солнышко сейчас. Руки теплые у нас, хорошо нам отдыхать. Пора глазки открывать крепче кулачки сжимайте их повыше поднимайте. Потянулись! Улыбнулись! И к друг другу повернулись.
Воспитатель:-Ребята, а вам понравилось наше занятие?
-А что вам понравилось больше всего?
-Какое у вас сейчас настроение?
/Ответы детей. /
Воспитатель: -Вот в таком замечательном настроении мы и отправимся в группу играть в любимые игры.