Виктория Серебрякова
«Сюжетные игры-ситуации для детей 2–3 лет». Рекомендации по воспитанию детей в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетные игры-ситуации для детей 2-3 лет.
Рекомендации по воспитанию детей в игре.
Третий год жизни ребёнка характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, которая предшествует сюжетно-ролевой игре. В начале года игры детей непродолжительны (3-6 минут, но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 минут).
Публикация «„Сюжетные игры-ситуации для детей 2–3 лет“, Рекомендации по воспитанию детей в игре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
По мере развития игровых умений ставятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребёнок охотно использует предметы-заместители, передаёт в игре поведение окружающих его людей. Малыш 2-3 лет часто ещё действует подражательно, но его действия существуют в рамках определё нной роли: мамы, шофёра, доктора. Если в начале года ребёнок в игре называет себя своим именем («Коля везёт машинку», то к концу года, как правило, он отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает («Я – шофёр»).
Поначалу цепочки игровых действий осуществляются хаотично: ребёнок может укладывать куклу спать, потом кормить её. С приобретением жизненного опыта отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию, появляется определённая логика (кормить – укладывать спать, затем цепочки становятся более продолжительными (готовить обед – кормить – укладывать спать).
Для формирования игровой деятельности детей рекомендуется использовать такие приёмы работы, как втягивание, подключение и обучение взаимодействию в играх.
Втягивание детей в игру происходит следующим образом: педагог, желая обучить их каким-либо способам построения игры, делает это не в виде прямого обучения, показа, образца, а вовлекает исподволь, создавая определённую эмоциональную ситуацию, притягивающую внимание играющих неподалёку ребят. Постепенно малыши заинтересовываются игрой взрослого, непосредственно к ним не обращаясь. Дети подходят ближе и потихоньку втягиваются в игру, в которой воспитатель может отводить им разные роли.
Приём подключения используется взрослым для внедрения в уже начатую игру, которая не находит продолжения и затухает. «Оживление» игры возможно путём присоединения педагога к игре детей как бы «изнутри», органично, ненавязчиво, не нарушая атмосферу необязательности и свободы игры.
Обучение взаимодействию в играх предполагает организацию совместной игры детей от простейших парных взаимодействий (через прокатывание тележек, машин) до взаимодействий в рамках общего сюжета (дети кормят кукол в одной «столовой», помогают друг другу готовить для кукол обед, накрывать на стол в кукольном уголке). Это позволяет ориентировать ребёнка на сверстника, будущего партнёра в ролевой игре, способствует вхождению в роль, учит вести диалог.
Исследователи предостерегают педагогов от излишней заорганизованности игры, навязывания своей воли, постоянного применения только образцов (действий, сюжетов) – всё это сковывает ребёнка, делает игру скучным делом, превращает её в занятие. Чтобы этого не происходило, необходимо организовывать общение взрослого с ребёнком в игре как эмоциональную ситуацию, вызывающую у малыша подлинный интерес, желание участвовать в ней.
Литература:
• Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
• Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. Пособие для воспитателя д. сада. – М. : Просвещение, 1988.