Ирина Малай
Сюжетно-ролевая игра как отражение социально-общественной жизни
▼ Скачать
«Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представления понятий об окружающем мире. Игра - искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Огромная роль в развитии ребенка принадлежит игре – важному виду детской деятельности. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т. д. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как отражение социально-общественной жизни» размещена в разделах
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Задача взрослого – помочь ребенку организовать игру, сделать ее увлекательной.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основу жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Игра – это спонтанное проявление ребенка и она строится на взаимодействии со взрослыми. Игре характерны основные черты: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок сравнивает себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок использует предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В таких играх существуют определенные правила, которые воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, что способствует формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.
Организация сюжетно-ролевых игр требует от воспитателя больших усилий по их подготовке.
Что же они приобретают в этой игре? Прежде всего, ребенок в сюжетно- ролевой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому дети и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.
И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий.
В последнее время отмечают снижение уровня развития ролевой игры у дошкольников. С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями играли мяч, в казаков-разбойников, прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены уже не так сильно в дворовые игры. Современное поколение и вовсе предпочитает компьютерные игры.
Дети играют меньше, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них не известным. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка.
В результате, несмотря на обилие прекрасных игрушек, у них отсутствует содержание для игры. В то же время замечено, что
современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, из мультфильмов, и брать на себя не роли взрослых (врача, шофера, повара, продавца и т. д., а роли героев из современных мультфильмов. Это связано с тем, что дети, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью героев мультфильмов, чем окружающих их жизнью. Однако это не меняет суть игры: при всем многообразии сюжетов за ними скрывается одно и то же содержание — деятельность людей, их поступки и отношения.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.
Центральным моментом в сюжете является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - повар”, “Я - мама”, “Я - доктор”) но, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых.
Как приучить детей к этим играм?
Во-первых, начать играть с ребенком самим. Вспомнить и рассказать, как
играли вы сами, ваши родители, какие игры существуют.
Во-вторых, придумать или пригласить посредника – куклу, соседского
ребенка, брата или сестру малыша, которые будут принимают активное участие в игре.
В-третьих, попутно поощряйте в ребенке все возможные проявления
инициативы и фантазии – пусть он придумывает новые слова, образы,
ассоциации, новые игры и новые роли.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Важно отметить, что сюжетно - ролевая игра должна соответствовать современной деятельности человека, так как появляется много нового в жизни людей.
Существуют игровые темы, которые утратили свою актуальность для современного дошкольника: «Почта», «Библиотека», «Ателье». Люди чаще пользуются электронной почтой и предпочитают читать электронные книги, покупать готовую одежду.
Для современных детей предлагаются другие сюжетно-ролевых игры. Например, «Дорога» для её организации предварительно оформляем путевки для водителей, дорожные указатели; рассказываем о различных видах машин (самосвал, бульдозер, бетономешалка и т. д., повторяем правила дорожного движения. Больница, салон красоты, супермаркет. Даже эти простые игры воспринимаются современными детьми иначе. Сейчас в нашу жизнь прочно вошли новые гаджеты связи и оплаты. Дети без капли сомнения изображают то, что видели, когда с мамой ходили в магазин, в больницу, в гости, но зачастую воспитатели стараются внести свой вариант игры, забывая о том, что современные дети видят мир по- другому.
Очень важно чтобы интерес к игре, которая длиться долго, не угасал. Для этого надо вносить в игру все новые и новые дополнения, придумывать различные варианты их проведения.
Например, в сюжетно – ролевой игре «Театр» предлагаю детям следующие варианты: открытие детского театра, получение телеграммы, в которой сообщается, что настоящие артисты уехали на гастроли, но спектакль должен состояться.
Очень важным является такой момент, как формирование детского игрового коллектива, распределение ролей в игре. Самое главное – индивидуальный подход, который предполагает знания особенностей каждого ребенка, понимание его склонностей и интересов. Это поможет детям, даже тем которые не проявяют инициативу, удерживать интерес к игре на протяжение длительного времени.
При проведении игр приходится сталкиваться и с непредвиденными ситуациями, учиться выходить из сложных ситуациях, порой даже менять сюжет, отвечать на каверзные вопросы, узнавать не замечаемые ранее черты характера воспитанников.
При проведении игры большое значение имеет начало, момент ее возникновения. Для того чтобы заинтересовать детей будущей игрой, используют следующие приемы:
- совместно с детьми обсуждаю, во что и где они хотят играть;
- «сюрпризное» преподнесение атрибута предполагаемой игры (посылка от инопланетян, поиск клада по схеме и т. д.);
- необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.
Также важно правильно закончить игру, что означает не только завершение ее сюжета, но и подведение итогов. Это необходимо для поддержания интереса детей к игре, для формирования у них способности и привычки к анализу своих поступков и товарищей. Обсуждение игры позволяет воспитателю выявить свои недочеты при ее подготовке.
Играя в сюжетно-ролевые игры дети в более старшем возрасте могут самостоятельно организовывать игру по их собственному желанию, подбирать атрибуты, распределять между собой роли, учатся решать самостоятельно возникающие по ходу игры спорные вопросы.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельные действия превращает ребёнка в сознательного человека жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.