Елена Валентиновна Аксельрод
Консультация «Сюжетно-ролевая игра, как первая ступень театрализованной деятельности в дошкольной организации!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
способствование развитию игровой деятельности воспитанников через создание предметно-игровой среды.
Задачи:
- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
- обогащение жизненного опыта воспитанников, пополнение знаний воспи-танников;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жиз-ненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с воспитанниками в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение воспитанниками новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра, как первая ступень театрализованной деятельности в дошкольной организации!“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- умение поддерживать инициативу, желание воспитанников организовать игру по собственной инициативе.
Ход работы:
Нет ничего гармоничнее играющего ребенка : сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаться, переживая радость и восторг.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.
Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. На сегодняшний момент нередко приходится задаваться вопросом: почему дети к концу дошкольного детства не играют или играют плохо? Разрешение данного вопроса будет способствовать принципиально новому подходу к образованию, воспитанию дошкольников.
Можно выделить несколько причин данной проблемы:
• Воспитатели в детском саду не всегда знакомы или не знакомы вовсе с игровыми интересами своих воспитанников. Некоторые из них, зная подчас особенности современной детской игровой субкультуры, зная привлекающие детей сюжеты и образы, не учитывают их в организации игр или по личным соображениям не опираются на них. А ведь именно интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры : сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил.
• Содержание игр, предлагаемое детям образовательными программами не всегда современно для быстро изменяющихся интересов дошкольников. Конечно, и сегодня дети любят играть в «Дочки-матери», «Шофера», «Магазин», но в эти традиционные и любимые ими сюжеты они с огромным удовольствием вводят своих любимых персонажей – Человека-паука, Бэтмена, Шрека, кукол Барби, фей Винкс и т. д.
К концу дошкольного детства сюжетно-ролевая игра несколько изменяется. Она отличается разнообразием тематики, ролей, игровых действий и правил. Сознательное отношение к выполнению правил ролевого поведения отражает глубину освоения сферы действительности. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Роль призывает детей подчиниться определенным правилам поведения и следовать социальным нормам. В сговоре на игру дети обсуждают замысел. При этом они могут детализировать сюжетные линии, обговаривать оборудование и атрибуты.
Длительная игра требует постоянного внимания воспитателя. Если в первых длительных играх его активность в их организации и проведении максимальна, то в дальнейшем самостоятельность детей значительно возрастает и педагогу отводится роль активного наблюдателя, всегда готового помочь.
Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей дошкольного возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре – это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.
При планировании игры следует помнить, что желание играть у дошкольников вызывает совместная подготовка с воспитателем интересной игра. Например, если предполагается «морское путешествие», то ребятам можно задать вопрос: «Что нам понадобится для нашего путешествия?» Они ответят: якорь корабля, билеты для пассажиров, карта, по которой будет определять маршрут следования. Все эти атрибуты желательно изготовить из подручных материалов с детьми. В этой совместной деятельности воспитателю необходимо слушать и слышать пожелания детей, ведь осуществляется диалог между равноправными участниками педагогического процесса. Обязательно нужно учитывать пожелания всех детей, так как в них тоже проявляются игровые интересы и предпочтения.
В том случае, если у большинства детей интересы сходны и именно на них вы решили опираться при организации сюжетно-ролевой игры, не следует забывать о детях с иными интересами. В этой ситуации необходимо поискать варианты совмещения детских интересов в едином сюжете, в общей игре. Например, несколько человек выразило желание играть в Шрека, а одна девочка категорически отказывается от этой игры и хочет быть Русалочкой, можно ввести обоих персонажей в одну игру, таким образом, интересы всех детей будут учтены.
В течение для детей забирают на разнообразные дополнительные занятия, поэтому часто возникает ситуация, когда в середине игры дошкольники возвращаются в группу и хотят учувствовать в ней. Такую ситуацию необходимо учитывать заранее при организации игры и продумать 2 – 3 дополнительные универсальные роли на этот случай. Если эти роли уже распределены, то следует сымпровизировать, например, предложить ребенку стать сотрудником фотостудии, в обязанности которого будет входить проявка и печать фотографий, изготовленных детьми по ходу игры. Таким образом, все дошкольники будут вовлечены в одно общее дело – игру, сюжет которой, непрерывно обогащается и развивается.
Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжить играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий. Игровые атрибуты должны соответствовать тематике игр, интересных детям. Так, если игра посвящена Человеку-пауку, то это должен быть его костюм, если Винни-Пуху, то элементы его костюма и костюмы других персонажей сказки. Помимо этого, следует обратить внимание каждого ребенка на то, где находятся эти атрибуты.
Опираясь на теоретическое основание своей деятельности, и руководствуясь ее темой, я, как старший воспитатель, определила структуру работы, которая выразилась в поэтапном планировании целей и содержания деятельности.
Сюжетно-ролевые игры оказывают такие положительные реакции, как:
• проявление позитивных эмоциональных реакций, радости, интереса при проведении сюжетно-ролевых игр;
• улучшение контактов с педагогом и со своими сверстниками;
• заинтересованность родителей и педагогов проблемой эмоционального, познавательного и коммуникативного развития.
Проблемы и направления дальнейшей работы.
В дальнейшем предлагаю педагогическому коллективу провести заключительную диагностику в конце 2009-2010 учебного года.
Но уже в данный момент эта работа нам интересна и необходима. Она помогает почувствовать удовлетворение от педагогической деятельности, которые можно выразить в следующем:
• во взаимодействии всех членов коллектива для выявления причин отклонений и выбора оптимальных методик коррекции;
• в организации и тематике педагогического просвещения работников МДОУ и семьи;
• в наборе диагностических и коррекционных педагогических методик.
Исходя из наличия этих проблем, планируем дальнейшую деятельность по следующим направлениям:
^ Первое направление : усовершенствование диагностических методик, введение в практику более точной методики, предложенной психологом Дергунской В. А., которая отражает игровые интересы, характер игрового взаимодействия, эмоциональный статус, общение детей. Данная диагностическая методика может использоваться в разных возрастных группах, что актуальна для нашего МДОУ.
^ Второе направление: дополнение игрового банка, прежде всего, сюжетно-ролевыми играми, которые отвечают потребностям детей XXI века.
Третье направление: совершенствование профессионального мастерства воспитателей по руководству игровой деятельности детей.
^ Четвертое направление: помочь родителям создать условия для игр детей и повысить их знания по руководству игровой деятельностью.
Рекомендуем проводить открытые мероприятия для родителей, где последние получают необходимую информацию, знакомятся с событиями в группе, с рекомендациями по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр, по подбору игрушек, соответствующих возрасту детей и их интересам.
^ Пятое направление: разработать систему конспектов-сценариев сюжетно-ролевых игр, согласно игровым интересам детей и инновационным технологиям XXI века.
Анкетирование воспитателей.
Вопросы
Варианты ответов
Вы диагностируете игровые интересы и предпочтения своих воспитанников?
да
нет
свой вариант
Используете ли вы результаты диагностики для организации сюжетно-ролевой игры?
да
нет
свой вариант
Как вы планируете игровую деятельность детей?
с учетом детских интересов
четко по программным рекомендациям
свой вариант
Настаиваете ли вы на том, чтобы дети играли в игры, предлагаемые программой?
да
нет
свой вариант
Как вы считаете, эти игры всегда интересны детям?
да
нет, но программа требует
свой вариант
Насколько часто вы предлагаете детям новые игровые сюжеты?
пока не надоест ребенку прежний сюжет игры
стараюсь предлагать сюжет раз в 1-2 недели
свой вариант
Откуда данные сюжеты появляются?
из программы
изнаблюдение за играми, беседами детей друг с другом
свой вариант
Подбираете ли вы игровые атрибуты для игр, каким образом вы это делаете?
да, создаем атрибуты совместно с детьми
нет, используем только подручные средства
свой вариант
Имеется ли все необходимое в игровой зоне в вашей группе для сюжетно-ролевых игр?
да
нет (чего именно не хватает)
свой вариант
Соответствует ли содержание этой зоны игровым интересам детей?
да
нет (что именно не соответствует)
свой вариант
Разрешаете ли вы играть детям в какие-то интересные для них игры в том случае, если они не нравятся вам?
да, конечно
однозначно, нет
свой вариант
Диагностика игровых интересов дошкольника.
Вопросы для беседы с ребенком
1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста?
Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома?
2. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую предпочитаешь роль? Кем бы ты хотел быть еще?
3. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки).
4. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи?
При анализе ответов детей необходимо обратить внимание:
• на игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома;
• на любимые сюжеты и роли;
• на любимые игрушки.
Необходимо пронаблюдать за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей.
Аспекты наблюдения:
• игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения);
• разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов;
• зависимость применения игровых умений от игровых интересов;
• характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли.
Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе.