Хлябич Ирина Степановна
Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»
▼ Скачать + Заказать документы
И. С. Хлябич
Воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №183»
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игровой деятельности ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что, именно, сюжетно-ролевая игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем строиться на взаимодействии с ребенка со взрослыми. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Публикация «Консультация для педагогов „Сюжетно — ролевая игра“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Ранний и младший дошкольный возраст – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца, но превращается самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Ребенок хорошо понимает речь взрослых, имея свой достаточно широкий словарный запас. Он уже овладел элементарными социальными действиями и навыками: общекультурными, гигиеническими, способами общения со сверстниками. Главное, что он отлично подражает игровым действиям взрослых, значит, у ребенка появилась возможность вхождения в новую для него деятельность – сюжетно-ролевую игру. Именно поэтому важно создать маленькому человеку максимально благоприятные для игровой деятельности в группе дошкольного учреждения и дома. Создание условия – это не только особая предметно-развивающая среда, но и грамотное инновационное методическое сопровождение.
В системе дошкольного воспитания в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия с семьей и ДОУ, педагога и ребенка, способствующие расширению сотрудничества и позитивного общения, что в полной мере соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной программы дошкольного образования. Наиболее целесообразным, деятельным и адаптированным к раннему и младшему возрасту приемом в реализации игровой деятельности в ДОУ показал себя проектный метод. Ценность метода в возможности объединить все формы работы по заданной теме в определенную малую систему и выйти на определенный результат игровой деятельности детей.
Метод проектов актуально не только для развития взаимодействия между педагогами и родителями, но также между взрослыми и детьми. Он незаменим в организации взаимодействия педагога и социума, отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий детского сада и семьи в воспитании и развитии детей, поиску новых методов в образовательной деятельности, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей. Все совместные дела, в ходе реализации проекта, подчинены единой теме, работая над которой дети, педагоги и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим и взрослым игровой обстановке.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Проектная деятельность в игре побуждает к творческому развертыванию сюжетов, комбинированию включаемых в них событий в новые сюжетные последовательности. Игра призвана обеспечить ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.
В первой младшей группе дети уже подготовлены к игре с развернутым сюжетом. Они уже освоили отдельные игровые действия, имеют начальные представления об окружающем, может устанавливать непродолжительное, но вполне действенное общение со сверстниками. Это позволяет постоянно развивать сюжеты и повышать уровень игровых навыков. Сформированность игровой деятельности позволяет приступить к работе над проектом. Для проекта выбираются актуальные и доступные для детей данного возраста темы. В жизни каждого человека – взрослого и маленького – всегда есть любимые игрушки. Для детей раннего возраста это, конечно же, кукла. Кукла является связующим звеном между реальностью и игрой. Поэтому первый проект игровой деятельности в первой младшей группе называется «Вместе с куклой мы растем». Он объединил цикл непосредственно образовательной деятельности «К нам пришла в нарядном платье, с белым бантом кукла Катя», картотека ситуаций для сюжета – ролевых игр «Будем с куклой мы играть», перспективный план сотрудничества с родителями воспитанников по реализации проекта.
«День рождения куклы Кати» - один из ситуаций сюжетно – ролевой игры проекта «Вместе с куклой мы растем».
День рождение куклы Кати
Игровая ситуация
Цель: содействовать развитию игрового сюжета, в котором дети отображают жизнь и деятельность окружающего мира.
Программное содержание:
- продолжать знакомить детей с трудом взрослых: в магазине работает продавец, автобус ведет водитель (шофер).
- продолжать формировать у детей умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов: выбирать в магазине подарок, покупку класть в корзину, за столом наливать чай, раскладывать порцию торта и т. д.
Материал и оборудование: открытка музыкальная «Приглашение от куклы Кати», игровой макет поезда; образные игрушки (заяц большой, заяц маленький, петушок большой, петушок маленький и др.); корзины по количеству детей; кукла Катя в нарядном платье; столовые приборы (чайные чашки на блюдцах по количеству детей, чайные ложки, лопаточка для торта и т. д.); кусочки торта на блюде;
Музыкальное сопровождение: Музыкальная открытка «Happy bersday to you!», песня «Паровоз», ирга – хоровод «Каравай».
Ход игры
Воспитатель: У куклы Кати сегодня день рождения. Она прислала нам пригласительную открытку: «Дорогие ребята из группы «Колобок», приглашаю вас на свой день рождения. Кукла Катя».
Воспитатель: Дети, на день рождение принято дарить подарки. Нам с вами тоже нужно выбрать в магазине свой подарок для куклы Кати.
Дети идут в магазин игрушек за подарками.
Музыкально-ритмическое упражнение «По ровненькой дорожке шагают наши ножки, топ-топ, пришли».
Воспитатель раздает детям корзинки для покупок.
Воспитатель – продавец: Здравствуйте, ребята. Я продавец. В нашем магазине вы найдете много разных игрушек и больших и маленьких. Выбирайте, какая игрушка вам понравится.
Дети поочередно выбирают игрушку, называют ее; определяют по величине, складывают в корзинку.
Воспитатель – продавец: Все дети купили подарки? (да). До свидания, ребята, приходите к нам за подарками.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поедим на поезде к кукле Кати домой. Она нас, наверное, заждались.
Дети проходят в поезд, садятся.
Исполнение песенки «Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят. Ду-ду-ду, гудит паровоз, далеко-далеко ребят он повез».
Воспитатель: Ребята, как дудит паровоз? (ду-ду, ду-ду) Приехали.
Посмотрите, ребята, кукла Катя нас встречает.
Кукла Катя: Здравствуйте, я очень рада видеть вас.
Дети дарят подарки кукле Кате и поздравляют ее с Днем рождения.
Кукла Катя: Спасибо, ребята за подарки. Проходите за стол пить чай с тортом. (Кукла Катя угощает детей)
Звучит музыка, кукла Катя приглашает танцевать, дети заводят хоровод «Каравай»
Кукла Катя: Спасибо, ребята, за подарки, за поздравления.
Дети: Спасибо, кукла Катя за угощение. До свидания.
Дети проходят в поезд и едут под музыку обратно в детский сад.
Воспитатель: Ребята как дудит паровоз? (ду-ду, ду-ду) Приехали.
Итоги игры: поставленные задачи в игре дети выполнили на высоком уровне.
Дети были эмоциональные, доброжелательные. Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры. В игре наблюдалось интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Физкультура». Неоценимое значение в украшении, преображении игровой деятельности играет художественное слово и музыка. Общение с музыкой, безусловно, способствует становлению музыкально – эстетического вкуса ребенка, формирует его музыкальные представления. Малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении, что помогает ему достовернее передать игровой образ. Критерием успешного продвижения детей является интерес к игре и первые попытки самостоятельной деятельности по линии сюжета.
В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим процессом. А использование проектного метода позволяет выстроить работу с детьми и родителями в непрерывную эффективную систему развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста, уже на этапе вхождения в эту область.