Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»

Хлябич Ирина Степановна
Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»
▼ Скачать + Заказать документы

И. С. Хлябич

Воспитатель МДОУ «ЦРР – д/с №183»

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игровой деятельности ребенка в раннем и дошкольном возрасте. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что, именно, сюжетно-ролевая игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем строиться на взаимодействии с ребенка со взрослыми. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Публикация «Консультация для педагогов „Сюжетно — ролевая игра“» размещена в разделах

Ранний и младший дошкольный возраст – период интенсивного психического развития ребенка. Из беспомощного младенца, но превращается самостоятельного, говорящего, думающего и активного человека. Ребенок хорошо понимает речь взрослых, имея свой достаточно широкий словарный запас. Он уже овладел элементарными социальными действиями и навыками: общекультурными, гигиеническими, способами общения со сверстниками. Главное, что он отлично подражает игровым действиям взрослых, значит, у ребенка появилась возможность вхождения в новую для него деятельность – сюжетно-ролевую игру. Именно поэтому важно создать маленькому человеку максимально благоприятные для игровой деятельности в группе дошкольного учреждения и дома. Создание условия – это не только особая предметно-развивающая среда, но и грамотное инновационное методическое сопровождение.

В системе дошкольного воспитания в настоящее время разрабатываются новые модели взаимодействия с семьей и ДОУ, педагога и ребенка, способствующие расширению сотрудничества и позитивного общения, что в полной мере соответствует Федеральным государственным требованиям к структуре основной программы дошкольного образования. Наиболее целесообразным, деятельным и адаптированным к раннему и младшему возрасту приемом в реализации игровой деятельности в ДОУ показал себя проектный метод. Ценность метода в возможности объединить все формы работы по заданной теме в определенную малую систему и выйти на определенный результат игровой деятельности детей.

Метод проектов актуально не только для развития взаимодействия между педагогами и родителями, но также между взрослыми и детьми. Он незаменим в организации взаимодействия педагога и социума, отвечает потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни, служит объединению усилий детского сада и семьи в воспитании и развитии детей, поиску новых методов в образовательной деятельности, способствует также созданию условий для повышения педагогической культуры родителей. Все совместные дела, в ходе реализации проекта, подчинены единой теме, работая над которой дети, педагоги и родители активно включаются в творческий и познавательный процесс.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим и взрослым игровой обстановке.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Проектная деятельность в игре побуждает к творческому развертыванию сюжетов, комбинированию включаемых в них событий в новые сюжетные последовательности. Игра призвана обеспечить ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.

В первой младшей группе дети уже подготовлены к игре с развернутым сюжетом. Они уже освоили отдельные игровые действия, имеют начальные представления об окружающем, может устанавливать непродолжительное, но вполне действенное общение со сверстниками. Это позволяет постоянно развивать сюжеты и повышать уровень игровых навыков. Сформированность игровой деятельности позволяет приступить к работе над проектом. Для проекта выбираются актуальные и доступные для детей данного возраста темы. В жизни каждого человека – взрослого и маленького – всегда есть любимые игрушки. Для детей раннего возраста это, конечно же, кукла. Кукла является связующим звеном между реальностью и игрой. Поэтому первый проект игровой деятельности в первой младшей группе называется «Вместе с куклой мы растем». Он объединил цикл непосредственно образовательной деятельности «К нам пришла в нарядном платье, с белым бантом кукла Катя», картотека ситуаций для сюжета – ролевых игр «Будем с куклой мы играть», перспективный план сотрудничества с родителями воспитанников по реализации проекта.

«День рождения куклы Кати» - один из ситуаций сюжетно – ролевой игры проекта «Вместе с куклой мы растем».

День рождение куклы Кати

Игровая ситуация

Цель: содействовать развитию игрового сюжета, в котором дети отображают жизнь и деятельность окружающего мира.

Программное содержание:

- продолжать знакомить детей с трудом взрослых: в магазине работает продавец, автобус ведет водитель (шофер).

- продолжать формировать у детей умение связно передавать в игре несколько последовательных эпизодов: выбирать в магазине подарок, покупку класть в корзину, за столом наливать чай, раскладывать порцию торта и т. д.

Материал и оборудование: открытка музыкальная «Приглашение от куклы Кати», игровой макет поезда; образные игрушки (заяц большой, заяц маленький, петушок большой, петушок маленький и др.); корзины по количеству детей; кукла Катя в нарядном платье; столовые приборы (чайные чашки на блюдцах по количеству детей, чайные ложки, лопаточка для торта и т. д.); кусочки торта на блюде;

Музыкальное сопровождение: Музыкальная открытка «Happy bersday to you!», песня «Паровоз», ирга – хоровод «Каравай».

Ход игры

Воспитатель: У куклы Кати сегодня день рождения. Она прислала нам пригласительную открытку: «Дорогие ребята из группы «Колобок», приглашаю вас на свой день рождения. Кукла Катя».

Воспитатель: Дети, на день рождение принято дарить подарки. Нам с вами тоже нужно выбрать в магазине свой подарок для куклы Кати.

Дети идут в магазин игрушек за подарками.

Музыкально-ритмическое упражнение «По ровненькой дорожке шагают наши ножки, топ-топ, пришли».

Воспитатель раздает детям корзинки для покупок.

Воспитатель – продавец: Здравствуйте, ребята. Я продавец. В нашем магазине вы найдете много разных игрушек и больших и маленьких. Выбирайте, какая игрушка вам понравится.

Дети поочередно выбирают игрушку, называют ее; определяют по величине, складывают в корзинку.

Воспитатель – продавец: Все дети купили подарки? (да). До свидания, ребята, приходите к нам за подарками.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поедим на поезде к кукле Кати домой. Она нас, наверное, заждались.

Дети проходят в поезд, садятся.

Исполнение песенки «Вот поезд наш едет, колеса стучат, а в поезде нашем ребята сидят. Ду-ду-ду, гудит паровоз, далеко-далеко ребят он повез».

Воспитатель: Ребята, как дудит паровоз? (ду-ду, ду-ду) Приехали.

Посмотрите, ребята, кукла Катя нас встречает.

Кукла Катя: Здравствуйте, я очень рада видеть вас.

Дети дарят подарки кукле Кате и поздравляют ее с Днем рождения.

Кукла Катя: Спасибо, ребята за подарки. Проходите за стол пить чай с тортом. (Кукла Катя угощает детей)

Звучит музыка, кукла Катя приглашает танцевать, дети заводят хоровод «Каравай»

Кукла Катя: Спасибо, ребята, за подарки, за поздравления.

Дети: Спасибо, кукла Катя за угощение. До свидания.

Дети проходят в поезд и едут под музыку обратно в детский сад.

Воспитатель: Ребята как дудит паровоз? (ду-ду, ду-ду) Приехали.

Итоги игры: поставленные задачи в игре дети выполнили на высоком уровне.

Дети были эмоциональные, доброжелательные. Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры. В игре наблюдалось интеграция образовательных областей: «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Физкультура». Неоценимое значение в украшении, преображении игровой деятельности играет художественное слово и музыка. Общение с музыкой, безусловно, способствует становлению музыкально – эстетического вкуса ребенка, формирует его музыкальные представления. Малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении, что помогает ему достовернее передать игровой образ. Критерием успешного продвижения детей является интерес к игре и первые попытки самостоятельной деятельности по линии сюжета.

В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим процессом. А использование проектного метода позволяет выстроить работу с детьми и родителями в непрерывную эффективную систему развития игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста, уже на этапе вхождения в эту область.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Консультация «Что такое сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольника» .

Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра» . Консультации для родителей. Сюжетно-ролевая игра. Вторая младшая группа. Игра - ведущая деятельность дошкольника. Игра – характеризует.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Консультация для воспитателей: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка»[/b] Дошкольный возраст - яркая, неповторимая.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ» Консультация для воспитателей на тему: «Сюжетно-ролевая игра в ДОУ» Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности.

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра в процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста» Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я столкнулась с проблемой адаптации детей. Дети, которые пришли из ясельной группы более.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра в среднем возрасте» В возрасте 4-5 лет сюжетно-ролевая игра занимает основное место в жизнедеятельности детей. У них возникает стремление не просто играть,.

Сюжетно-ролевая игра «Автобус» для детей младшей группы Задачи: закрепить основные правила поведения в транспорте и на остановке, значение каждого сигнала светофора, раскрыть понятия «пассажир»,.

Сюжетно — ролевая игра «Автобус» для старшего возраста Цель: закрепление знаний о труде водителя, кондуктора, экскурсовода, охранника в магазине, на основе которых ребята смогут развить сюжетную.

Сюжетно-ролевая игра «Почтальон» для детей от 1 года до 2 лет Сюжетно-ролевая игра "Почтальон" Цель: знакомить с профессией "почтальон"; Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Задачи: развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»
Опубликовано: 14 января 2018 в 10:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Сюжетно — ролевая игра»» (включая файлы) размещена пользователем Хлябич Ирина Степановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД