Татьяна Берёзкина
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 «Радуга»
___
(141840, Московская обл., г. Яхрома, ул. Ленина, д. 8А)
Конспект
организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
в логопедической (5 – 7 лет) группе
подготовила и провела воспитатель
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в логопедической группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Берёзкина Татьяна Александровна
2013 г.
Тема «Свойства воздуха»
Цель: развивать познавательную активность в процесс экспериментирования; расширять знания о воздухе; обогащать словарь.
Программное содержание по образовательным областям
Познавательное развитие :
• дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
• познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
• развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
• дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
• прививать бережное отношение к окружающей среде.
Речевое развитие :
• расширять и активизировать словарь детей, учить высказывать свои предложения, мнения.
• развивать интерес к познавательной деятельности
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за ветром, игры с воздушными шариками на прогулке, наблюдение за компрессором в аквариуме, наблюдение за полётом спортсменов на воздушных шарах.
Оборудование: целлофановые мешочки, большие стаканы и маленькие стаканчики, стаканы с водой и трубочки, кусочки ваты, воздушные шары, бумажные веры.
Ход:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
- Правильно, сегодня мы с вами будем изучать воздух. Но вначале мне хотелось бы услышать, что мои исследователи знают о воздухе? (высказывания детей). Очень хорошо. Вы уже много знаете о воздухе и его свойствах, а сегодня мы закрепим наши знания с помощью опытов.
I. Опыт: “Что внутри”.
- Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).
- А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).
Его раздуло.
- Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).
- А как проверить, что внутри воздух? (выслушать предложения детей).
Проколоть мешочки иголкой и предложить детям направить струю воздуха на ладошку.
- Что вы чувствуете? (ответы детей)
Вывод: воздух невидимый, но его можно обнаружить.
II. Опыт: “Определи движение воздуха”
- Ребята, возьмите бумажные веры и помашите ими перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)
- Правильно, чувствуете ветерок, а мы с вами говорили, что ветер – это движение воздуха.
Вывод: воздух невидимый, но его движение можно ощутить.
III. Опыт: “Воздух в воде”.
- Ребята, возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Опускайте аккуратно, стаканчик нужно держать ровно.
- Что получается? Попадает ли вода в стаканчик? Почему? (ответы детей)
Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.
- А теперь я предлагаю вам опустить стаканчик в большой стакан с водой, но держать его не прямо, а немного наклонив.
- Что появляется в воде? (ответы детей). Видны пузырьки воздуха.
- Откуда появился воздух? (ответы детей)
Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. А почему мы думали, что стакан пустой? (ответы детей)
Вывод: при опускании стакана в воду, вода начинает вытеснять воздух, занимая его место, и поэтому появляются пузырьки. Это выходит воздух из стакана.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте. (Прыжки).
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).
IV. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.
- А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).
- Давайте проверим. Что произойдет, если опустить трубочку в воду и подуть в нее? (опустите трубочку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)
- Это пузырьки, которые мы выдыхаем.
- Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).
Вывод: воздух легче воды.
- Где вы наблюдали это явление? (компрессор в аквариуме).
V. Опыт “Надуй шарик”.
- Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть с воздухом. Называется игра «Запри воздух в домике». Сейчас я покажу, как это сделать (надуть шарик). Я запираю воздух в домик. А как по-другому можно сказать, что я делаю? (ответы детей) А теперь попробуйте вы. (дети надувают шарики)
Вывод: воздух, закаченный под давлением, разувает шар и даже может разорвать его.
Предложить детям поиграть с шарами. Какие они? (Ответы детей)
- Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх. Где мы наблюдали это? (на прогулке за полётом воздушных шаров)
VI. Опыт «Как мы дышим»
- Ребята, положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще? (ответы детей)
- Скажите, а кто, кроме человека, дышит воздухом? (ответы детей)
- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? (ответы детей)
- Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Вывод: чтобы дышать свежим и чистым воздухом необходимо беречь растения вокруг нас.
- Ребята, а теперь, мне хотелось бы узнать, что интересного вы узнали сегодня про воздух?
- Что может делать воздух? (разувать шары, подниматься на поверхность воды, двигаться)
- Каким может быть воздух? (невидимым, прозрачным, хрустальным, чистым, свежим, лёгким, полезным)
Литература.
• Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2012
• Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизвестное рядом»