Наталья Шаханова
«Свет в доме». Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста
Образовательная область познание.
Формирование целостной картины мира (интеграция областей : художественная литература, коммуникация).
Тема: «Свет в домах».
Программное содержание: Познакомить детей с разными осветительными приборами, с историей источников света. Дать понятия о тени, как она образуется. Познакомить с театром теней. Развивать воображение, фантазию. Учить делать выводы.
Публикация «„Свет в доме“, Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Материалы, инструменты, оборудование. Картинки с изображением разных светильников (керосиновая лампа, лампа с абажуром, люстра, настольная лампа и т. д.). Свеча, тонкая деревянная щепочка, настольная лампа. Образцы разных материалов: лист тонкой бумаги, лист картона, прозрачный пластиковый пакет, небольшие куски тонкой и плотной ткани.
Содержание: Воспитатель спрашивает детей, можно ли играть, читать в темноте; что делать вечером, когда стемнеет. Обсуждает с детьми, как сделать так чтобы стало светло в темноте, что для этого нужно сделать (включить свет : зажечь электрическую лампочку). Попросить детей назвать, какие источники света знают они. Рассказывает детям, как электричество приходит к нам в дома. Воспитатель подводит разговор к тому, что электричество придумали не так давно, что раньше его не было, тем самым разговор подводится к истории осветительных приборов.
Воспитатель говорит что совсем давно люди использовали в виде источника света костер, который постоянно поддерживался, он также служил и как источник тепла и использовался для приготовления пищи. А ним постоянно следили не давали потухнуть, ведь не было спичек чтобы снова зажечь его. Позже в домах в темное время суток стали использовать лучину – длинную, тонкую деревянную палочку (демонстрация лучины). Рассказывает, что лучину ставили в специальный металлический держатель, а под него емкость с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными: упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Горит палочка светит, а угольки в воду падают. Но света от лучинок было немного – примерно столько же, как от обычной спички.
Еще дома освещались с помощью свечки. Рассматривают свечу все дети, воспитатель показывает фитиль, объясняет, зачем он нужен. Обсуждает с детьми, много ли света дает свеча, что еще мы чувствуем от свечи (тепло). Далее знакомит детей с керосиновой лампой, с ее устройством, обсуждают с детьми для чего нужен лампе стеклянный абажур и отражатель света.
Педагог предлагает детям послушать отрывок из стихотворения С. Я. Маршака «Вчера и сегодня» :
Лампа плакала в углу,
За дровами на полу:
- Я голодная,
Я холодная!
Высыхает мой фитиль.
На стекле густая пыль.
Почему -
Я не пойму -
Не нужна я никому?
А бывало, зажигали
Ранним вечером меня.
В окна бабочки влетали
И кружились у огня.
Я глядела сонным взглядом
Сквозь туманный абажур,
И шумел со мною рядом
Старый медный балагур.
Познакомилась в столовой
Я сегодня с лампой новой.
Говорили, будто в ней
Пятьдесят горит свечей.
Ну и лампа! На смех курам!
Пузырек под абажуром.
В середине пузырька -
Три-четыре волоска.
Говорю я: - Вы откуда,
Непонятная посуда?
Любопытно посмотреть,
Как вы будете гореть.
Пузырек у вас запаян.
Как зажжет его хозяин?
А гражданка мне в ответ
Говорит: - Вам дела нет!
Я, конечно, загудела:
- Почему же нет мне дела?
В этом доме десять лет
Я давала людям свет
И ни разу не коптела!
Почему же нет мне дела?
Да при этом, - говорю, -
Я без хитрости горю.
По старинке, по привычке,
Зажигаюсь я от спички,
Вот как свечка или печь.
Ну, а вас нельзя зажечь.
Вы, гражданка, - самозванка!
Вы не лампочка, а склянка!
А она мне говорит:
- Глупая вы баба!
Фитилек у вас горит
Чрезвычайно слабо.
Между тем как от меня
Льется свет чудесный,
Потому что я родня
Молнии небесной!
Я - электрическая
Экономическая
Лампа!
Мне не надо керосина.
Мне со станции машина
Шлет по проволоке ток.
Не простой я пузырек!
Если вы соедините
Выключателем две нити,
Зажигается мой свет.
Вам понятно или нет?
Вместе с детьми воспитатель делает вывод, что все светильники светят намного хуже, совсем не так ярко, как электрическая лампочка: сгорают быстро, ветер может потушить, опасно для жизни может случиться пожар.
Затем педагог показывает детям изображение лампы с абажуром, делает вывод, вместе с детьми для чего нужен абажур (защита от яркого света, обсуждает, из каких материалов абажур может быть сделан.
Затем воспитатель предлагает детям послушать загадку и догадаться, о чем в ней говориться:
Ты упала мне под ноги,
Растянулась на дороге,
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа! (тень)
Воспитатель вместе с детьми проводит эксперименты с тенью, с помощью подсветки настольной лампы (подсветка с разных сторон, с удалением источника и приближением его к предмету). Предлагает поиграть с тенью: изобразить с помощью рук различных животных и птиц.
После занятия : вечером организовать представление с помощью театра теней (можно инсценировать сказку «Заюшкина избушка»).