Ольга Леонидовна
Су–Джок терапия в сочетании с логопедической и музыкально-оздоровительной работой
▼ Скачать +Заказ
«Су –Джок терапия в сочетании с логопедической и музыкально-оздоровительной работой в образовательном процессе»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижению уровня коммуникативных умений и навыков - всё это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционной - развивающей работы и развития речи детей.
Публикация «Су–Джок терапия в сочетании с логопедической и музыкально-оздоровительной работой» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Музыка, издавна применяемая врачами в качестве средства улучшения общего самочувствия, повышения работоспособности, снижения утомляемости и получившая название функциональной, может способствовать созданию особой «регулируемой» коррекционно- развивающей, комфортной для психики ребёнка среды.
В детском саду функциональная (фоновая музыка,пение – как один из видов деятельности активизирующий функции голосового и дыхательного аппарата ребёнка, позволяют оптимизировать нервно-психическую нагрузку ребёнка, повысить продуктивность его участия в учебно - воспитательном процессе.
Современные условия развития общества и перемены в системе образования в условиях рыночной экономики диктуют необходимость изменения содержания образования, серьёзную организационно- методическую перестройку образовательного процесса. Процесс реорганизации всей системы образования подразумевает появление современных образовательных технологий, т. е способов реализации новой парадигмы образования, и появление новых более эффективных педагогических подходов к организации воспитания и обучения, особенно в системе дошкольного образования как первой его ступени.
Но на ряду,с этими преобразованиями в последнее десятилетие проблема развития и обучения детей дошкольного возраста становится особенно значимой. В настоящее время возросла доля детей с различными патологиями. Особую категорию составляют дети с речевыми нарушениями. Проблемой этих детей, как правило, бывает некоторое отставание в развитии, которое желательно преодолеть к началу их обучения в школе.
В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении и использовании технологии эффективной речевой деятельности, которой присущи универсальность, т. е широкое применение в образовательных областях (в данном случае «Коммуникация», «Музыка», а также обучение детей с разным уровнем развития. Важнейшим требованием к образовательному процессу является использование здоровьесберегающих технологий, без чего, собственно, невозможно говорить социальной ценности образования. Положительную роль играют совместные занятия учителя – логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.
Эти методы работы помогают достижению максимально возможных успехов. На фоне комплексной помощи технологии эффективной речевой деятельности, такие как Су-Джок и Музыкотерапия (вокалотерапия) не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи дошкольников и приносят эффективность в получении результатов перед поступлением детей в школу.
Пение и логопедия имеет особую актуальность в настоящее время, когда во всех педагогических направлениях работы происходит взаимопроникновение и взаимообогащение между образовательными технологиями и методами.
Для повышения эффективности логопедического воздействия используются различные приёмы и методы.
Пение – способствует развитию речевых процессов, оказывает влияние на артикуляторную и общую моторику, память.
Терапевтический эффект музыки может быть в значительной мере усилен, если применять оречевление (голосовое озвучивание) т. е. словесный комментарий определённой музыкальной композиции. В содержание этого метода входит – хоровое (звуковое) пение,способствующее развитию и укреплению лёгких и всего голосового аппарата.
Пение и логопедия оказывает положительное влияние на детей страдающих нарушением речи, т. к. в процессе работы решаются одни и те же задачи, успешность занятий зависит во многом от индивидуальных особенностей ребёнка, его музыкальности.
Сегодня нельзя представить воспитательно - образовательную деятельность
без целенаправленного анализа и конкретной оценки её результатов, выражающихся в развитии ребёнка, а именно детей старшего дошкольного возраста. В ДОУ существует логопункт. Обследование начинается в начале учебного года. Применяются параметры оценки результатов педагогической работы с детьми на основе методик, специально разработанных заданий.
Результаты исследований показывают, что дети с расстройствами речи отстают от своих сверстников по многим показателям психомоторного и эмоционально- волевого развития.
На основе проведённого исследования была предложена модель единой музыкальной коррекционно- развивающей системы занятий, технология проведения которых позволяет адресно отрабатывать проблемные «мишени», наиболее представленные в том или ином конкретном случае речевого нарушения.
Предложенный инновационный подход на основе здоровьесберегающих технологий к организации музыкально- коррекционной среды позволяет более успешно преодолевать различные нарушения речи, такие как заикание,ОНР, ФФНР и др. и получать оптимальные результаты и достаточную степень готовности к школе.
На фоне комплексной помощи,хочется остановить внимание на одном из нетрадиционных здоровьесберегающих методов, Су-Джок терапия, который не требует особых усилий, но при этом оптимизируют процесс коррекции речи. В своей работе успешно апробирован метод использования Су-Джок терапии в сочетании с логопедической и музыкально- оздоровительной работой.
Су- Джок терапия – метод точечного воздействия на кисть и стопу. Су-Джок терапия с применением фоновой музыки (вокалотерапия) активизирует развитие речи ребёнка.
Основной принцип – тесная связь речевого материала, с музыкой и движением, позволяет повысить эффективность и результативность занятий с детьми.
Аналогично исследованием моей коллеги, в начале учебного года при проверке музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста с применением специально разработанных диагностических заданий, отмечается, что многие из детей не поют, а говорят, затрудняются в передаче
ритмического рисунка. Не справляются с пропеванием данного звука,плохо запоминают тексты песен, их названия. И в этом во много связано с нарушением речевой функции. Работая с детьми, имеющие нарушения речевой функции, применяя технологии эффективной речевой деятельности,
Су-Джок, Музыкотерапию (вокалотерапию, которые обладают высокой эффективностью, безопасностью, простотой, методы полезны и интересны детям, т. к. оказывают и игровое воздействие. Имея многолетний опыт работы по музыкальному воспитанию. В межаттестационные периоды темы работ по
самообразованию, были связаны с пением и логопедией. Можно сделать вывод:
Условиями успешной реализации и использования инновационных, современных образовательных технологий являются:
Освоение теоретического и практического материала
(использование альтернативных методов и приёмов);
Учёт возрастных и личностных особенностей детей, мотивация их деятельности;
Индивидуальный подход в обучении детей пению;
Взаимодействие с логопедом.
Дети справляются с заданиями, и к концу года преодолевают свои недостатки, что приводит к результативности педагогической деятельности, улучшению качества образования.