Светлана Лыкова
Нетрадиционная техника изображения как средство творческого развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только "особо" одаренных, но и почти всех детей, то есть, увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Но здесь необходимо быть чутким и осторожным ко всем проявлениям детской фантазии. Нередко о богатстве воображения ребенка судят только по рассказам и рисункам на фантастические темы и сюжеты, в чем-то отклоняющиеся от реальности. Такое суждение, чаще всего, бывает неточным, по крайней мере, по отношению к детским рисункам, где за самым обыкновенным сюжетом скрывается богатое воображение ребенка.
Публикация «Нетрадиционная техника изображения как средство творческого развития старших дошкольников» размещена в разделах
Творчество естественно вплетается в жизнь ребенка. И само явление художественного творчества детей во многом напоминает зарождение и первые шаги искусства на заре культуры человечества. Изобразительная деятельность тесно связана с техническим развитием ребенка, с его познавательной деятельностью, речью, игрой, эмоциональным развитием, с первоначальным становлением эстетических чувств и взглядов. Он без устали наблюдает, накапливает запасы образов, сведений, пытается размышлять, систематизировать свои знания, творчески их перерабатывать. Все занятия по изобразительной деятельности переносят детей в волшебный мир, где они с наслаждением наблюдают, рисуют, работают, играют. Одно из важнейших условий развития ребенка – это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов целеполагания, комплекса действий. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок. Что важно видеть, понимать в детской изобразительной деятельности?
Во-первых, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправленной деятельности.
Во-вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой.
В-третьих, каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребенка.
Развитие детской изобразительной деятельности теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Общая потребность – жить одной жизнью со взрослыми людьми, участвовать в их деятельности и отношениях – рождает разные предметы этой потребности в каждом возрастном периоде. Только творческая личность может воспитать подобную себе, поэтому от личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в изобразительном творчестве детей зависит успех сложной и успешной деятельности. Для развития детских творческих способностей каждый преподаватель и воспитатель, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством, должен знать его основные виды и жанры, различные техники и материалы. Но что такое детское изобразительное творчество? Н. П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл. Говоря о детском изобразительном творчестве, мы исходим из понимания творчества, как процесса создания человеком объективно и субъективно нового посредством специальных интеллектуальных процессов, которые нельзя представить как точно описываемые и строго регулируемые системы операций и действий. Применительно к изобразительному творчеству дошкольника – это процесс создания субъективно нового (для ребенка) продукта (рисунок, скульптурное изображение, аппликация, в который малыш вкладывает свои знания, представления, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные на занятиях под руководством педагога или найденные им самим средства. Положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии – обязательное условие для развития его творчества. Одно из главных условий успеха в обучении детей изобразительной деятельности и развития их творчества – индивидуальный подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечая, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе создания рисунка, лепки или аппликации, как он относится к этим занятиям, какому из них отдает предпочтение и т. п. Дети отличаются друг от друга и характером восприятия, который зависит от того, как ребенок владеет способами восприятия. Так, некоторым детям, имеющим богатый опыт восприятия, достаточно посмотреть на предмет, и у них складывается отчетливый образ, позволяющий отразить предмет в рисунке, лепке или аппликации (при условии владения способами изображения). Другим же недостаточно и тщательного наблюдения. А от этого зависит то, какое изображение будет создано.
Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в "большое искусство", становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое, душой ребенка. Важно, чтобы сам педагог знал не только виды и жанры изобразительного искусства, но и различные техники и материалы, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры. Также необходимо иметь представление о том, что разные художественные техники в той или иной степени развивают у ребенка разные части руки. Для развития детского творчества, через нетрадиционные техники изображения, педагог должен сам изучить и испробовать эти техники. Должны быть созданы образцы, альбомы с этими техниками, подобраны необходимые материалы, инструменты. Все это должно находиться в удобном и доступном для детей месте. Перед занятиями должна проходить подготовительная работа (беседы, наблюдения и т. д.). На занятии педагог должен, доступно для всех детей, рассказать о новой технике изображения, показать образцы. Необходимо, чтобы во время занятия дети применяли всю свою фантазию и воображение. Детей нельзя ограничивать, по возможности, временем выполнения работы. Если ребенок не успел сделать все за одно занятие, необходимо предложить ребенку закончить работу позже. Развитие детского творчества детей будет более успешным, если взрослые (педагоги, родители) будут оценивать работы положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения.
Виды и особенности НТИ в изодеятельности.
Ребенка необходимо научить различной технике изображения на обучающих занятиях, учить применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различные виды. Вот примерный их перечень:
1. Рисовать можно не только кистью, хорошо использовать "пальцевую живопись" – краска наносится пальцами, ладошкой. В этом случае краска наливается в плоские розетки, и в плоские же баночки ставится вода. Правило – каждый палец набирает определенную краску. Для рисования ладошкой краска наливается в блюдца. Пальцевой живописью получаются прекрасные рисунки – в младших группах это украшение платьев, следы зверей и т. д. В старших группах получаются прекрасные пейзажи, деревья – в смешении красок, накладывания их друг на друга.
2. Использовать монотипию – краска наносится на целлофан или кусочек бумаги, или кусочек стекла, а уже потом этот кусочек прикладывается к той бумаге, на которую наносится изображение и прижимается пальцами. Разновидность – лист бумаги складывается пополам и краска наносится на одну сторону листа, потом лист складывается и изображение получается как бы зеркальное.
3. Рисунок наносится свечой, получается "волшебный рисунок" – он есть и его не видно. Потом на лист наносится тушь или цветные чернила – и рисунок тушью проступает на цветном фоне.
4. Рисовать можно на мокрой бумаге – сначала лист смачивается чистой водой, а потом кистью или пальцами наносится изображение. Оно получается как бы размытое под дождем или в тумане.
5. "Кляксография" – капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже и дорисовать недостающие детали. Разновидность – нанести кляксу, потом приподнимая и наклоняя лист бумаги, растекающейся краской создать изображение.
6. На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем так, чтобы "рисунок" был выпуклым. Подождать, пока высохнет клей и тогда наносится краска, причем краска жидкая, чтобы свободно растекалась в пределах нанесенного контура.
7. Рисование пластилином.
8. Аппликация с использованием разных видов круп на клеевой основе с последующим раскрашиванием.
9. Нанесение рисунка на предварительно скомканную и сжатую бумагу. Потом лист расправляется и на него наносится рисунок.
10. Можно использовать щетки различного размера; ими можно рисовать, а можно разбрызгивать краску.
11. Интересна объемная аппликация, постепенно переходящая в конструирование. Бумага, ткань наклеивается не полностью, а только частью или серединой в зависимости от замысла.
12. "Узелковый" батик. Рисуется на ткани цветной тушью, чернилами или акварелью.
13. Нитяная живопись.
14. Печатание различными природными материалами (шишкой, маком, колосочком, листьями деревьев).
15. Батик. Рисунок на ткани.
16. Граттаж. На лист бумаги наносится парафиновый слой и покрывается слоем туши или гуаши. Далее острым предметом прорисовывается рисунок.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Необходимо развивать творческие способности у детей как можно раньше. Как установили исследователи детской изодеятельности (А. В. Бакушинский, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др.) ребенка можно приобщить к рисованию с 1 года – 1 года 5 мес. При необходимых условиях развития детского творчества, одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.