Папки-передвижки

Стимулирование речи детей раннего возраста

Елена Супрунова
Стимулирование речи детей раннего возраста

«Стимулирование речи детей раннего возраста»

На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому главной задачей является развитие активной, коммуникативной речи.

Оказать полноценную помощь по развитию речи детей раннего возраста, нам помогают специальные приёмы стимуляции речевой активности.

Публикация «Стимулирование речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Разговор с самим собой. Например, когда ребёнок находится недалеко от меня, манипулируя с игрушками или просто задумчиво сидит, мы начинаем говорить вслух о том, что видим, слышим, думаем, чувствуем. Говорить нужно медленно, но не растягивая слова и отчётливо, короткими, простыми предложениями – доступными восприятию ребёнка. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке чай», «Я буду пить чай» и т. п.

Параллельный разговор. Это приём отличается от предыдущего тем, что я описываю все действия ребё нка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», взрослый как бы подсказывает ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнёт использовать самостоятельно. «У Вари шарик, он большой, красивый».

Провокация, или искусственное непонимание ребёнка. Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что мы не спешим проявить свою понятливость, а временно становимся «глухими», непонимающими. Например, если ребёнок показывает на полку с игрушками, пристально смотрит, а мы хорошо понимаем, что нужно ему в данный момент, и даёте ему… не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребёнка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первый мотивом, стимулирующим ребёнка назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднения можно подсказать ребё нку: «Вика я не понимаю, что ты хочешь: пирамидку, матрёшку, мозаику?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя сооброзительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

Распространение. Мы продолжаем и дополняем всё сказанное ребёнком, но не принуждаю его к повторению – вполне достаточно того, что он слышит взрослого. Например: Богдан: «Суп». Взрослый «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой». Отвечая детям распространёнными предложениями, мы постепенно подводим его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль.

Приговоры, потешки, песенки, пальчиковые игры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть звуками, словами. Словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, её выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности ребёнка, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.

Выбор. Предоставляем ребенку возможность выбора – это ещё один приём. Формирование ответственности начинается с того момента, когда ребёнку позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у него ощущение собственной значимости и самоценности. Например: «Варя, ты хочешь кормить белочку или медвежонка?».

Замещение. «Представь, что…» — эти слова наполнены для детей особой притягательной силой. В раннем возрасте ребёнок с удовольствием представляет, что кирпичик – это телефон, а коробка из-под обуви — печь. К трем годам он способен представить себя самолетом, кошечкой, цветком и т. п. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что мы — самолеты. Сейчас мы облетим всю комнату». Такая этюдно-игровая форма развивает у ребенка рефлексивные и эмпатийные способности, без которых общение не будет полноценным и развивающим. В этом возрасте детям очень нравятся и пантомимические игры, активизирующие любознательность и наблюдательность ребёнка. Мы вовлекаем детей в такую игру с помощью вопроса — предложения: «Ребята угадайте, что я сейчас делаю». Начинать предпочтительно с элементарных действий: причесываться, наливать молоко, читать книгу. После того как ребенок угадал, предлагаю ему самому загадать для меня действие, а затем «оживить» заданную мною ситуацию: накрыть на стол; пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и пр. Игры – пантомимы и игры – имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно – ролевой игры.

Ролевая игра. Например, игра в телефон, когда ребенок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Дети с удовольствием подпевают, обожают музыкальные инструменты, игры, типа, «Каравай», «Солнышко»… Так же мы поощряем желание ребёнка двигаться под музыку, подпевать.

Очень важно помнить о том, что речь взрослого является образцом для речи ребёнка!

"Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"

(из опыта работы)

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Формирование грамматического строя речи.

3. Словарная работа.

Развитие предпосылок связной речи зависит от особенностей детей младшего дошкольного возраста.

Прежде всего, необходимо комплексно решить следующие задачи:

• побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;

• научить слушать воспитателя;

• научить выполнять простые поручения по словесной инструкции;

• вызывать речевое подражание (активизация речи детей должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой – только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить);

• накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Развитие предпосылок связной речи происходит :

• в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса);

• в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова);

• в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию.

Большие возможности для развития предпосылок связной речи предоставляет повседневная жизнь. В своей работе мы активно это используем и создаём условия, побуждающие детей рассказывать. Например, поддерживаем рассказ ребёнка о событиях дома, об увиденном на улице, одним словом обо всём, что потрясло и удивило ребёнка. Также мы используем такой приём, как поручение.

Активная речь считается фундаментом для развития связной речи и широко используется в процессе беседы, рассматривания игрушек, картинок, иллюстраций. Поэтому мы периодически меняем книги, иллюстрации в книжном уголке, вносим новые игрушки. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1-2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:

• сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) - комментирование действия детей;

• предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);

• предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

• использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.

Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Эта работа проводилась не только с детьми, пропустившими ряд занятий по развитию речи, отстающими от других детей по формированию коммуникативных умений, но и с детьми, имеющими высокий уровень речевого развития.

Индивидуальная работа проходила в утренние и вечерние часы и ставим своей целью развитие речевых способностей каждого ребенка, она предлагается в форме игры, без излишнего дидактизма, в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Вся работа, проводимая нами с детьми – это фронтальные и игровые формы обучения, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи - развития связной речи.

Поэтому, чем больше ребёнок будет общаться с взрослым и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослого должна быть:

— чёткой, неторопливой;

— доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

— грамотной, не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослым, нормальное речевое и психическое развитие замедляется, поэтому, очень важно общаться с ребёнком, читать ему стихи и сказки.

Без помощи родителей нам не обойтись, поэтому мы регулярно даё м консультации родителям не тему : «Развивая мелкую моторику, развиваем речь», в которых родители узнают какие игры и упражнения развивают речь, сами делятся в какие пальчиковые игры играют дома, также знакомим родителей с дидактическим играми для развитие мелкой моторики, раздали памятки с играми и упражнениями.

Таким образом, чем чаще взрослые будут разговаривать с детьми, разумеется, не переутомляя, и доступным, правильным языком, рассказывать сказки, разучивать вместе с ними стихотворения, потешки, играть, тем скорее дети овладеют правильной речью!

Литература:

1. Лопухина, И. С. 550 упражнений для развития речи. -СПб. : КАРО, 2004;

2. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4;

3. Полянская Т. : Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста – Изд-во : Детство-Пресс, 2010;

4. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004;

5. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание. 1990. №10. С. 16-21;

6. Ушакова О. С. теория и практика развития речи дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.

Публикации по теме:

Игры для развития речи у детей второй группы раннего возраста Два года – это критический период в речевом развитии ребёнка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребёнка,.

Конспект НОД по развитию речи «Весёлая птичка» для детей раннего возрастаКонспект НОД по развитию речи «Весёлая птичка» для детей раннего возраста Цель: Создать условия для формирования слухового восприятия художественного текста. Задачи: Закрепить с детьми названия птиц. Учить детей.

Конспект занятия по развитию речи «В гости к Мишке» для детей раннего возрастаКонспект занятия по развитию речи «В гости к Мишке» для детей раннего возраста Цель: Создание условий для развития речи у детей. Задачи: Научить целенаправленным действиям с предметами, подражать новым действиям. Активизировать.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возрастаКонспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей раннего возраста Цель: Формирование представлений о временах года, обобщение представлений о характерных особенностях каждого времени года. Задачи: 1. Продолжать.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Стимулирование речи детей раннего возраста
Опубликовано: 7 июля 2024 в 12:19
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Стимулирование речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Супрунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 октября. Всероссийский день ходьбы

В первые выходные октября проводится Всероссийский день ходьбы. Цель праздника — повысить популярность ходьбы как самого доступного и полезного вида физической активности, а также собрать всех любителей...

5 октября. С днем учителя!

5 октября отмечается День учителя — профессиональный праздник работников сферы школьного образования. Дата празднования установлена в честь принятия в этот день в 1966 году ЮНЕСКО рекомендаций о статусе...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД