Бебихова Галина
Опыт работы «Стимулирование речевой активности детей раннего возраста средствами русского фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 8 присмотра и оздоровления"
Обобщение опыта по методической теме:
«Стимулирование речевой активности детей раннего возраста средствами русского фольклора»
Воспитатель Бебихова Г. В.
Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является стимулирование речевой активности детей раннего возраста средствами русского фольклора.
Публикация «Опыт работы „Стимулирование речевой активности детей раннего возраста средствами русского фольклора“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Сказки, потешки, прибаутки, загадки — первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.
Большинство малышей к моменту прихода в детский сад уже имели небольшой багаж впечатлений, связанных с народным музыкальным фольклором : слышали колыбельную песню матери; весёлое подпевание плясовой мелодии. Эти первые впечатления я старалась закрепить и расширить с первого дня пребывания ребёнка в детском саду, давая понятные и близкие им народные песни, потешки, попевки, пляски, мелодии, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа.
Одним из условий успешного решения задач по приобщению детей к народной культуре является создание в группе предметно-пространственной развивающей среды. В группе собран материал: библиотечка с русскими народными сказками, картотека народных подвижных игр, картотека потешек, фонотека народного фольклора, различные виды театров, народные игрушки, дидактическая юбка. Который постоянно пополняется и обновляется.
В ежедневной работе с детьми я использую наглядные средства : игрушки, картинки, пособия, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах.
Утреннюю гимнастику, физ. минутки, физкультурные занятия, ходьбу по коррекционным дорожкам, прогулки — всё это провожу, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
Так же использую произведения устного народного творчества при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её. Простая рифма, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют прислушаться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего.
Для развития мелкой моторики использую игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.
Спокойная, доброжелательная обстановка, доверительные отношения располагают детей к общению. Идеальными образцами такой формы служат народные художественные произведения: русские народные сказки, прибаутки, пословицы, потешки.
Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Их содержание динамично, богато глаголами. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты.
Произведения устного народного творчества, в том числе и потешки, построены на множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению. С помощью потешек у детей сложилось положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. По моим эмоциям и мимике дети понимают их содержание. Находясь под впечатлением услышанного, у детей возникает естественное желание показать движения героев сказки; хитрую лисицу, неуклюжего медведя и т. д.
Параллельно с выполнением движений организую ряжение, у ребенка создается свой образ, связанный с его внутренним миром. Побуждая к импровизации, дети вовлекаются в диалог. Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса повторяю разыгрывание сказки в других формах, используя настольный и кукольный театры. Рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.
В результате проведённой работы я отметила, что к концу года большинство детей начинают говорить, отвечают на несложные вопросы. Малыши интересуются окружающим, начинают общаются со сверстниками и взрослыми, пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знакомы с потешеками, песенками и с удовольствием их слушают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы без наглядного сопровождения, называют героев сказок.
Сказки, пословицы, песни, обряды — это образец духовного служения людям, который даёт им эстетическое наслаждение, несет определений объём жизненно важной информации. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать.