Алла Шевчук
Консультация «Стили семейного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Стили семейного воспитания.
Главным институтом воспитания является семья. Для ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться и сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребенка. Именно там, он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. В каждой семье складывается определенная система воспитания, которая представляет собой целенаправленные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Совокупность способов общения с ребенком, методов и приемов воспитания, строгость родительского контроля и наличие эмоциональной поддержки определяют стиль семейного воспитания. В каждой семье могут применяться разные стили воспитания, в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль, который относительно стабилен. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом.
Публикация «Консультация „Стили семейного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Характеристика стилей семейного воспитания
В психологии принято выделять 6 основных видов стилей семейного воспитания :
- авторитарный;
- либерально – попустительский (гипоопека);
- гиперопекающий ;
- очужденный;
- демократический ;
- хаотичный.
Каждый из названных стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на психике и личностном развитии ребёнка.
Авторитарный стиль семейного воспитания – при авторитарном стиле родители подавляют инициативу ребенка, жестко руководят и контролируют его действия и поступки. Воспитывая, используют физическое наказание за любые проступки, принуждения, окрики, запреты. Дети лишены родительской любви, ласки, заботы, сочувствия. Таких родителей заботит лишь то, чтобы их ребенок вырос послушным и исполнительным. Но дети вырастаю либо неуверенными в себе, неспособными постоять за себя либо, наоборот агрессивными, авторитарными, конфликтными. Такие дети с трудом адаптируются в социуме, окружающем мире. Родители строго следят за выполнением домашнего задания младшими школьниками, вплоть до того, что стоят рядом и давят в попытке добиться от него самостоятельных действий. Дети в целях самозащиты используют разнообразные уловки такие, например, как плач, показывают свою беспомощность. Результатом таких мер у детей пропадает желание учиться, они с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или при подготовке уроков. При родителях такие дети могут казаться спокойными и исполнительными, но как только угроза наказания исчезает поведение ребенка становиться неуправляемым. Родители всегда принимают решения за ребенка сами, подавляя тем самым инициативу ребенка, лишая его возможности брать ответственность за свои поступки на себя.
- При общении с такими родителями ведите беседу в подходящей обстановке, не на ходу. Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить их к себе. Отметьте в ребенке положительные черты и качества. Общение должно быть уважительным, лаконичным и конкретным. Так как родители думают, что их мнение — единственно правильное.
Либерально – попустительский стиль семейного воспитания (гипоопека). При таком стиле общение с ребенком строиться на принципе вседозволенности низкой дисциплины. Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», демонстративно обижается. Ребенок не понимает слово «Надо», «Нельзя», указания и требования взрослых не выполняет. Либеральные родители заботливы, внимательны, имеют тесные взаимоотношения со своими детьми. Они дают возможность ребенку проявить себя, показать свои возможности, открыть творческие способности, индивидуальность. Родители искренне считают, что таким образом научат их, что «правильно», что «не правильно». Либеральным родителям сложно установить границы дозволенного, допустимого поведения своих детей. Они частенько поощряют чересчур раскованное и неуместное поведение своего ребенка. Вследствие чего ребенок вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недовольным окружающими людьми человеком, что не дает ему возможность вступать в нормальные социальные взаимоотношения и эмоционально прочные связи с людьми. В школе у такого ребенка возможны частые конфликты из-за того, что он не приучен уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. В будущем ребенок будет конфликтовать со всеми, кто не потакает его желаниям.
- При общении с такими родителями ведите беседу доброжелательно, вы должны постоянно подчеркивать, что у вас общая цель относительно ребенка, вы должны обсудить ваши совместные действия по решению имеющейся у ребенка проблемы в обучении и воспитании.
Гиперопекающий стиль семейного воспитания. При гиперопекающем стиле родители лишают ребенка самостоятельности в физическом, психическом, а также социальном развитии. Они постоянно находятся рядом с ним, решают за него его проблемы, живут вместо него. Излишне заботятся и опекают его, боясь и тревожась за его здоровье. Даже, когда ребенок становиться взрослым родители продолжают излишне заботиться о нем, постоянно тревожась за него, за его здоровье и благополучие. Гиперопека подавляет инициативу, волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, лишает самостоятельности, воспитывает покорность, безмолвие, беспомощность. Родители неосознанно тормозят развитие у ребенка различных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия. Ребенок растет беспомощным, инфантильным, неуверенным в себе, плаксивым, тревожным. В последствии у него возникают трудности в социализации. Дети вырастают послушными, но в то же время неуверенными в себе, в своих силах и возможностях, всегда будут бояться сделать что-то не так, ошибиться. Гиперопека, контроль и ограничения и запреты разовьют у ребенка умение хитрить, обманывать и скрытность. Подростки будут использовать ложь, как средство самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать его личную жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от них. Последствия воспитания гиперопекающего стиля семейного воспитания – формирование зависимости от чужого, а также негативного влияния других людей. Именно гиперопека виновата, что дети вырастаю «маменькими сынками».
- При общении с родителями можно похвалить за активность, а потом аккуратно скорректировать их действия. Родители всегда негласно между собой соревнуются. Для них собственные дети — самые лучшие. Но важно объяснить им, что со всеобъемлющей заботой не стоит перегибать палку. Подчас они просто не дают ребёнку шанса.
Отчужденный стиль семейного воспитания. При отчужденном стиле семейного воспитания отношения предполагают глубокое безразличие родителей к личности ребенка. Родители «не замечают» ребенка, не заинтересованы его развитием и духовным внутренним миром. Активно избегая общения с ним, держат его от себя на расстоянии. Дети предоставлены сами себе. Отчужденный стиль воспитания наблюдается чаще в неблагополучных семьях, где один или оба родителя страдаю от зависимостей. Подобное безразличное отношение родителей делает ребенка одиноким и глубоко несчастным, неуверенным в себе. У него пропадает желание общаться, может сформироваться агрессивность к людям. Подростки часто имеют проблемы с законом.
- При общении с родителями будьте всегда тактичны. Вы должны удержаться сами и удержать родителей от взаимных упреков и обвинений. Иметь жизнеутверждающий настрой в решении создавшейся проблемы у ребенка.
Хаотичный стиль семейного воспитания. Данный стиль характеризуется отсутствием единого, последовательного подхода к воспитанию ребенка : отсутствуют конкретные, определенные, четкие требовани. Возникает хаотичный стиль воспитания на почве разногласий родителей в выборе средств и методов воспитания. Конфликты в семье становятся все более частыми, родители часто выясняют отношения между собой и нередко в присутствии ребенка, что приводит к возникновению невротических реакций у ребенка. Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребенка чувства стабильности, провоцирую повышенную тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию. Ребенку необходима стабильность и наличие четких конкретных ориентиров в оценках и поведении. При хаотичном стиле воспитания у ребенка не сформируется самоконтроль, чувство ответственности за себя и других людей.
- с такими родителями нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений с родителями – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Демократический стиль семейного воспитания. Родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, общаются с ним на интересные ему темы. Родители позволяют принимать участие детям в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А также в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины. Ребенок находиться в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Так же демократический стиль воспитания характеризуется наличием взаимопонимания между родителями и детьми, проявлением теплых чувств между ними, частым общением и умеренной дисциплиной. Родители внимательны к своему ребенку, эмоционально поддерживаю его, создают в семье атмосферу любви и заботы. Взаимопонимание между родителями и детьми достигается путем убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. Родители всегда выслушивают свое чадо, дают ребенку возможность взять на себя ответственность за совершенные поступки и действия. Такие дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за себя и близких ему людей. Ребенок вырастает ответственным, независимым, компетентным, уверенным в себе с адекватной самооценкой, умеющий контролировать свои желания и как правило добивается больших успехов в жизни.
- При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать.