Ирина Корнюшенко
Занятие по ознакомлению с пьесой «Старый замок»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока музыки "М. П. Мусоргский. "Картинки с выставки (Cтарый замок)"
Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, расширить знания учащихся о музыкальных инструментах (рояль).
Задачи:
Обучающая: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку. Продолжить знакомство с клавишным инструментом – рояль, с его выразительными возможностями.
Развивающие:
Публикация «Занятие по ознакомлению с пьесой „Старый замок“» размещена в разделах
развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух;
развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением;
развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля композитора.
Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к музыке композитора Модеста Петровича Мусоргского, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.
Коммуникативная: понимать и принимать различные позиции других людей, отличные от собственной.
Регулятивные:
оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Этапы урока Планируемая деятельность учителя Предполагаемая деятельность учащихся
Организационный момент Музыкальное приветствие учителя.
Активная деятельность учащихся
Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.
• Откуда он и что делает?
• Где можно так ходить, останавливаться и снова прохаживаться не спеша?
• Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.
• Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора).
• Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов.
• Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже. Это человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что-то, останавливается и снова прохаживается.
На выставке, в музее, в парке, рассматривая скульптуры.
Активизация слушательской деятельности • Фортепианная сюита «Картинки с выставки».
• Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
• Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.
• Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?
• Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.
• Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).
• Музыка, которую мы послушаем, называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
• Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?
• О чем поет свою песню трубадур? (Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).
•
Дети читают определения со слайда
(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).
Активизация исполнительской деятельности
Коллективная исполнительская деятельность
• Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура»
• Из какого мультфильма эта песня?
• Что изображают звуки во вступлении?
• Почему юношу называют трубадуром?
• Разучивание «Песни трубадура».
Подведение итога Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).
Домашнее задание: сочинить рассказ к музыкальной картинке М. Мусоргского «Старый замок».