Баринова Светлана
Конспект СОД «Старушка из лесной избушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Старушка из лесной избушки
Конспект совместной деятельности воспитателя с родителями и детьми по теме:
«Книга мала, да ума придала, преемственность поколений»
Цель: Систематизировать знания детей о русских народных сказках как устном народном творчестве, передающемся из поколения в поколение.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект СОД „Старушка из лесной избушки“» размещена в разделах
1. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, пробуждение желания читать книги.
2. Продолжать работу по обогащению словаря детей.
3. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.
4. Совершенствование монологической и диалогической речи детей.
5. Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства.
6. Формировать интерес к классическому и народному искусству.
7. Продолжать знакомить с народными игрушками.
8. Продолжать учить узнавать сказку по картинкам.
Развивающие задачи:
1) Развивать воображение, фантазию, память, внимание, коммуникативные навыки.
2) Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
3) Развитие творческих способностей воспитанников.
4) Развивать способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет.
Воспитательные задачи:
1. Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, как источнику знаний.
2. Способствовать умению договариваться и действовать согласованно.
3. Воспитывать любовь, уважение и чувство благодарности к родителям, укрепление дружеских семейных отношений.
4. Активизировать родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности.
5. Привлечение родителей к работе по приобщению дошкольников к художественной литературе.
6. Поддержание детской инициативы, стремление к познавательной деятельности и самостоятельности в реализации творческих замыслов.
Оздоровительные задачи:
1) Создание благоприятной атмосферы общения.
2) Снятие мышечного и нервного напряжения – физкультминутка
Методы:
Игровой, словесный, практический, наглядный, проблемный.
Приемы:
Сюрпризный момент, художественное слово, показ способов действия, рассказ, загадывание и отгадывание загадок, построение мнемотехнической дорожки.
Материал:
Корзинка, моток шерсти, блокнот, похожий на книгу, с пустыми страницами, загадки о сказках, иллюстрации к загадкам, разрезные картинки с иллюстрациями русских народных сказок, мнемотехническая дорожка к сказкам.
Оборудование:
Выставка книг со сказками, избушка, плетень, сарафан, платок, лапти (при наличии, вязание, сундук, корзинка, лоскутные куклы, столы, стулья, угощение, деревянная посуда, матрешки, сказочная карта России, игра ИНТОКС «Охотник», ИКТ презентация «Лесная избушка».
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок: «Гуси – лебеди», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь», «Царевна – лягушка», «Три медведя», «Бычок – смоляной бочок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба», «Иван – царевич и серый волк», «Лиса, заяц и петух», «По щучьему велению».
Ход совместной деятельности:
Перед входом в группу стоит дом, плетень, на скамейке сидит старушка и что - то вяжет.
Старушка (С) : Ой, не думала, не гадала, гостей увидала. И откуда вы здесь только появились, вы, наверное, в лесной чаще заблудились! Ну, чего же я вас на пороге то держу? Проходите, гости дорогие, проходите в мою избушку.
Родители с детьми и старушка проходят в группу, где стоят сдвинутые столы, на которых лежит скатерть, корзинка. На шкафах висят сказочные карты России, стоит деревянная посуда, матрешки, лоскутные куклы, висят платки, кокошники, сапоги, лапти, стоит чугунок и самовар.
С: Проходите, проходите, садитесь, в ногах то ведь правды нет, про себя мне расскажите, как вас величают, по каким таким делам к нам в сказочный лес забрели?
Мама (М) : Мы что в сказочном лесу?
С: Да, а я хранительница сказок, Елена Гордеевна. Ну ничего, ничего, не переживайте и не расстраивайтесь, а поудобнее устраивайтесь. Как вас звать, величать? Дети и родители называют свои имена. Очень приятно, давно ко мне гости не заглядывали. Вон как мои помощницы прислушиваются, приглядываются.
М: Какие помощницы?
С: Да вон стоят, да на вас глядят, рассказа ждут, заскучали они тут, сейчас отдыхают, горя не знают.
А мне скучать да отдыхать некогда, у меня работы много. Я одна за порядком в сказках слежу. А вы сказки читаете?
Д: Читаем.
С: А хотите я вам почитаю?
Д: Хотим.
С: Где моя книга сказок? А вот же она (достаёт книгу из сундука, а из книги на стол летят картинки). Ой, вот ведь, неприятность какая, сказки разлетелись, поможете собрать?
М. Д. : Поможем, конечно.
Старушка открывает книгу, читает загадки с каждой страницы, слушает отгадку, просит найти иллюстрацию и приклеивает её на место (Маша и медведь, Три медведя, Колобок, Гуси – лебеди, Царевна – лягушка, Теремок, Репка, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка). Благодарствую за помощь.
М: А я тоже загадку знаю –
Дуб зелёный, цепь на нём,
Кот всё бродит там кругом.
Надо отгадать тебе,
Это место в сказке где?
Д: Это Лукоморье. Алина читает стихотворение.
С: Я там, правда, никогда не была, но про это место знаю, мне оттуда новости сороки приносят.
М: Я тоже хочу загадать загадку –
Вначале ячменное зёрнышко было,
Мама в горшочек его посадила.
Вырос чудесный цветочек потом,
Девочку-крошку нашла мама в нём.
Д: Дюймовочка.
С: А вот эту девочку я не знаю, и сказки такой не помню? Скажите, пожалуйста, вы откуда эту сказку знаете?
Д, М: Эту сказку написал датский писатель Ганс Христиан Андерсен.
С: ААААА, тогда понятно, я ведь храню только русские народные сказки, а другие нет. А ваша Малюточка
Д, М: Дюймовочка
С: Простите, Дюймовочка, не из русской сказки, а из авторской, потому что у этой сказки автор есть. А вы знаете кто автор русских народных сказок?
Д, М: эти сказки сочинил кто - то из русских людей, а потом она передавалась от одного человека к другому, сохранялась и поэтому до нас дошла.
С: все правильно, а потом их записали и стали читать из книжек. А хотите себе волшебную книгу сделать?
М. Д. : Хотим
С: Тогда пододвигайтесь, да за работу принимайтесь.
Дети и родители складывают книгу из листа А4.
С: Ну тепереча сможете свою сказку сюда вписать, картинки к ней нарисовать. По – моему, мы немного засиделись, давайте – ка передохнём, вставайте - ка в кружок.
Физминутка «В тёмном лесу есть избушка» :
В тёмном лесу есть избушка (дети шагают)
Стоит задом наперёд (повороты туловища вправо – влево, руки на поясе)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем правой руки, руки на поясе)
Бабушка Яга живёт (грозят пальцем левой руки, руки на поясе)
Нос крючком (показывают пальцем)
Глаза большие (показывают руками)
Словно угольки горят (качают головой, руки у щёк, ладони под подбородком)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят! (поднимают руки вверх).
С: Ну передохнули немного, а у меня работы ещё много осталось, порядок в сказках надо наводить, гостей созывать.
М: А мы можем чем – то помочь?
С: Конечно, давайте, я только рада буду, вот хотела я пригласить к себе в гости героев сказок «Репка», «Бычок - соломенный бочок» и «Колобок», а сколько приборов ставить запамятовала.
Будем сказки вспоминать,
Героев будем мы считать.
Сказку посмотрите
И количество найдите,
Сколько мисок выставлять?
Дети и мамы ведут фишку в игре «Охотник» к нужному числу по количеству героев сказок. (Проверка – перевернуть мнемотехническую дорожку и совместный подсчет количества героев (6,6,7). Мамы, вместе с детьми, подсчитывают общее количество гостей (19).
С: Вот какие молодцы, помощники. Дальше будете помогать? Будем сказки собирать.
Трудно сказочку сложить,
Но не будем мы тужить,
Дружно, смело и умело
Все возьмёмся мы за дело.
Дети и родители собирают разрезанные картинки («По щучьему велению», «Царевна – лягушка», «Маша и медведь»). Старушка произносит пословицу и спрашивает, к какой сказке она подходит и почему, а также уточняет, чему сказка учит.
Смекалка во всяком деле выручит.
Чему учит сказка "Маша и медведь"
Сказка учит осторожности, осмотрительности, правилам поведения в лесу. Учит не отрываться от коллектива. Учит трудолюбию и ответственности. Учит находить выход из трудных ситуаций.
Счастье человека зависит от него самого
Чему учит сказка "По щучьему велению"
В первую очередь, сказка учит нас внимательности. Если бы Емеля не был внимательным человеком, он не заметил бы в проруби щуку. Сказка учит нас также быть ловкими и находчивыми. Емеля, заметив щуку, не растерялся и поймал ее голыми руками. Можно сказать, что он в буквальном смысле «поймал удачу за хвост» и, в результате, получил возможность творить чудеса. Следует отметить, что в этой сказке щука символизирует собой окружающую нас природу. Внимательно наблюдая за явлениями природы, люди постепенно узнавали ее секреты, и придумали множество полезных вещей – колесо, самодвижущиеся повозки, многие другие полезные вещи, и даже научились летать в небе, подобно птицам.
Главный смысл сказки «По щучьему велению» состоит в том, что счастье человека зависит от него самого. Если не знаешь, чего желать, то ничего и не будет. Емеля, хоть и представленный нам как неумный простачок, на самом-то деле счастья хотел, и он его получил. А обо всём судим, как говорится, по конечному результату.
Конечно же, в реальной жизни мы не поймаем волшебную щуку, но для того, чтобы добиться успеха в жизни, необходимо хорошо представлять себе, к чему необходимо стремиться. Емеля знал, чего он хочет, и сумел правильно воспользоваться новыми возможностями, которыми его одарила щука.
По одёжке встречают, по уму провожают
Чему учит сказка «Царевна – лягушка»
Старших уважать и слушаться. Не внешность основное, общаясь с умным человеком, все и забудут про его недостатки во внешности и одежде, а первое впечатление уйдёт на второй план. На чужое не зарься. Если ты с добром к другим идешь, так и тебе потом добро вернется.
С: Какие у меня сегодня помощники, просто нарадоваться не могу. Умелые, собранные, не то что мои жители сказок, вот вечно что – то теряют, а я потом ищу, чья это вещь, из какой сказки. Помогите, пожалуйста найти, кому вещи отдать.
Старушка и дети с родителями подходят к интерактивной доске, на которой расположены картинки из сказок, корзина, из которой достаются вещи.
Например, этот платок, кому он может принадлежать, как вы думаете?
Во, печка, в какую сказку её отправлять?.
Предметы: Корзина Печка Кокошник Платок Клубок Лапти Шуба
Лубяной и ледяной домики Яблоко Кровать Уздечка
Сказки: Маша и медведь По щучьему велению Иван – царевич и серый волк
Василиса Прекрасная Царевна – лягушка Репка Снегурочка
Заюшкина избушка Гуси – лебеди Три медведя Сивка - Бурка
С: Разобрались, наконец – то. Теперь надо мне подумать, как вас домой отправить. Пойдемте, присядем на дорожку. …. Сама то я вас проводить не могу, но знаю кто мне поможет, знаю, знаю. Только его ещё сделать надо, помощника вашего. А пока делать будем, я вам сказку расскажу, а вы поможете.
Старушка рассказывает сказку Теремок, наматывая нитку из мотка в клубок, передавая клубок детям и родителям, в конце клубок должен к ней вернуться, а старушка сказать, что домик развалился, а звери разбежались. (Для помощи лежат герои сказки на фланелеграфе)
М: А мне моя мама по – другому рассказывала, она говорила, что звери сказали медведю: Раз сумел сломать, сумей и построить! Все дружно взялись за дело и построили новый теремок, где всем места хватило, все поместились.
С: Правильно, мама говорила. Ведь сказка она такая, живая, всякий её по – разному рассказывает, всяк по – своему понимает.
С: Вот ведь, вы можете мне сказать, чем сказка отличается от других историй?
Д: Волшебством. В сказках животные разговаривают. Чудеса разные происходят. Сказки всегда чему то учит.
С: Правильно, детоньки. Поэтому, сказки все - все знают, сказки все читают и все мамы, бабушки детям рассказывают.
Ну, понравилось вам у нас? Нового чего - нибудь узнали? Что было самое интересное? А что не понравилось? В какую игру вы бы еще раз сыграли?
Ну, вам пора. Клубок вам дорогу укажет, до дома проводит. Благодарствую за помощь. Сказки не забывайте. Скатертью дорога! Старушка провожает родителей и детей до двери.