Жанна Машина
Становление речи дошкольников посредством развития тонких движений пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы
Становление речи дошкольников посредством развития тонких движений пальцев рук
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Публикация «Становление речи дошкольников посредством развития тонких движений пальцев рук» размещена в разделах
Со становлением речи детей дошкольного возраста тесно связано развитие тонких движений пальцев рук. Первой формой общения детей выступают жесты, развитие функций руки и речи идёт параллельно. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. И тут есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи, как артикуляционный аппарат. Систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев вместе со стимулирующим влиянием на развитие речи является сильным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение. Развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению в школе, а в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, но не обучение ему.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, заданиям на координацию движений руки, решается сразу две задачи: 1)интеллектуальное развитие ребёнка; 2)овладение навыкам письма.
Должно насторожить, если ребёнок поворачивает лист при рисовании и закрашивании, значит он заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев руки. Или если ребёнок рисует слишком маленькие предметы, это говорит о жёсткой фиксации кисти при рисовании.
Начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо с самого раннего возраста. Можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя на активные точки, связанные с корой головного мозга. Не надо забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивании и расстёгивании пуговиц, завязывании шнурков и т. д.
Познание окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Все движения ребёнка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, то есть возникают без целенаправленного волевого усилия, все они непреднамеренны. Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у детей в процессе воспитания и обучения.
Пальчиковые игры
Все пальчиковые игры надо начинать с разминки, сгибания и разгибания пальчиков. Сначала движения выполняются в замедленном темпе, чтобы ребёнок мог их запомнить и повторить, а затем скорость и количество повторений увеличиваются. В процессе игры стимулируйте проговаривание детьми стихов, рифмованной речи, пением. Освоив два или три упражнения, можно постепенно усложнять их различными вариациями, изменять правила.
Чтобы кисти рук ребёнка приобрели хорошую подвижность, гибкость, полезно:
-разминать пальцами пластилин, глину;
-хлопать в ладоши в разном темпе;
-катать по очереди каждым пальцем шарики, камешки, бусины;
-нанизывать на нитку бусины;
-наматывать нитки на катушку;
-завязывать узлы на шнурке;
-закручивать шурупы, гайки;
-вырезать ножницами фигуры из бумаги и т. д.
Чтобы заинтересовать ребёнка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру и не забывать хвалить малыша.