Юлия Карпова
Специфика развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие ребенка определяется содержанием и характером общения с педагогом, с родителями, отношениями со сверстниками, деятельностью и достижением успеха в ней, культурой общения. Необходимо, прежде всего, отметить, что общение является важнейшим условием и фактором психического развития ребенка. Впервые эта идея была обозначена JI.C. Выготским. Он отмечал, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Ученый указывал на важное значение для развития ребенка взаимосвязи и взаимозависимости отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый»: «Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых сделать гораздо больше и, притом, сделать с пониманием, самостоятельно» .
Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов позволяют уточнить, что дошкольный возраст является сензитивным периодом развития общения. В данном возрасте происходит одно из наиболее важных изменений в коммуникативном развитии ребенка - происходит расширение его круга общения. Если поначалу ребенок общался только со взрослыми, то теперь он начинает общаться со своими сверстниками. Отношение ребенка к другим детям изменяется, он понимает, что они «такие же, как он», происходит так называемая «идентификация себя со сверстниками». В дошкольном возрасте ребенок и его сверстники попадают в общее коммуникативное пространство.
Процесс общения включает в себя понимание людьми друг друга. В свою очередь, подчеркнем, что детям дошкольного возраста характерен эгоцентризм. Ребенок дошкольного возраста считает, что окружающие думают, чувствуют, видят конкретную ситуацию как и он сам. В связи с этим у ребенка дошкольного возраста наблюдаются трудности при принятии и понимании точки зрения другого человека, т. е. у него пока еще отсутствует способность поставить себя на место другого. Наибольшую сложность для ребенка старшего дошкольного возраста представляет умение понимать проблемы другого человека, представить себе его переживания и эмоционально откликнуться на них. Данной особенностью, например, можно объяснить наличие в поведение ребенка жестокости по отношению к окружающим. Подчеркнем, что ребенок дошкольного возраста пока не обладает умением понимать обиду и боль другого человека, но постепенно в процессе получения опыта общения с разными людьми у него развивается социальная восприимчивость, т. е. стремительно развивается способность понимать и учитывать желания и чувства других людей, причины их поступков. Только в этом случае между людьми могут устанавливаться особые отношения, выражающиеся во взаимной симпатии, дружбе, любви. К одним из важнейших элементов общения относится понимание того, как тебя воспринимает твой партнер. Зачастую недостаточно развитое взаимопонимание людьми друг друга является причиной конфликтных ситуаций. Тем более это сложно для маленьких детей, поэтому между ними столь часты ссоры, споры и даже драки. При этом следует, что какой бы ни была форма общения ребенка с окружающими людьми, необходимым средством его остается экспрессия. Эмоциональное общение, видоизменяясь, проходит через все формы общения, пронизывает и окрашивает их, играя при этом огромную роль в формировании у ребенка эмоционально-ценностного отношения к людям, их понимания и развития у него собственных средств экспрессивного воздействия на окружающих.
В связи с этим отечественный исследователь Е. В. Ревкова выделила несколько параметров коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста:
1. Социальная чувствительность - это умение ребенка дошкольного возраста воспринимать воздействие партнеров по общению и реагировать на них;
2. Коммуникативная инициатива - это умение обращаться к партнеру по общению относительно своей инициативы, желая склонить его к общению, перестроить контакты или их прекратить;
3. Эмоциональное отношение - умение ребенка дошкольного возраста, складывающееся по отдельности к каждому ребенку, в зависимости от опыта взаимодействия с ним и характеризует степень расположения и оттенки содержания.
Подводя итог выше сказанному, в процессе взросления ребенка выделяются некоторые особенности изменения коммуникативной деятельности. А. А. Юркевич отмечает, что «если у детей младшего дошкольного возраста ведущую роль в общении играют выразительные и практические операции, то к старшему дошкольному возрасту ведущую роль начинает играть речь». Детей старшего дошкольного возраста можно назвать активными носителями и субъектами коммуникативной деятельности. Появление произвольности управления собственным поведением в общении обеспечивает возможность формирования у них коммуникативных умений. В свою очередь общение детей происходит на двух уровнях: «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый». Рассмотрим общение со взрослыми у старших дошкольников.
В настоящее время общение со взрослыми продолжает играть свою роль. Следует учесть, что каждый вид деятельности предполагает под собой использование различных средств. В связи с этим А. А. Юркевич были выделены следующие речевые средства в сфере отношений «ребенок-взрослый»: экспрессивно-мимические, предметно-действенные и речевые средства, которые появляются последовательно, со значительными интервалами. В то же время А. А. Юркевич выделяет несколько этапов в развитии общения со взрослыми, включающие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Старшему дошкольному возрасту характерен этап внеситуативно-личностного общения, возникающий на основе потребности во взаимопонимании и сопереживании. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых. Тем не менее, следует отметить, что содержание данной формы общения характеризуется выходом за пределы наглядной ситуации. К предмету общения ребенка старшего дошкольного возраста со взрослым относятся явления и события, которые невозможно заметить в конкретной ситуации взаимодействия.
Рассмотрим пример. Так, темами для общения взрослого и ребенка могут являться дождь, который уже прошел, птицы, улетевшие в далекие страны, устройство машины и т. п. Не менее важно отметить, что общение может основываться на собственных переживаниях, планах и целях, воспоминаниях отношениях ребенка. Данные явления ребенок не может воспринимать через органы чувств, т. е. увидеть глазами и потрогать руками, но в тоже время именно через общение со взрослым дошкольник может воспринимать и познавать их. Подчеркнем, что появление и становление внеситуативного общения дает возможность ребенку более полно познавать окружающий мир. Заметим, что на этапе дошкольного детства взрослый является одним из основных источников получения новых знаний. Дети старшего дошкольного возраста все еще нуждаются в уважении и признании авторитета взрослого. В то же время в старшем дошкольном возрасте для ребенка имеет значение оценка тех или иных качеств и поступков как своих, так и сверстников, главной особенностью которой является совпадение собственного мнения со значимым взрослым. Совпадение мнений и оценок для ребенка дошкольного возраста является критерием их правильности. Одной из особенностей ребенка старшего дошкольного возраста является стремление быть хорошим в глазах других, поступать правильно, т. е. правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения со взрослыми и ровесниками.
На наш взгляд, это стремление, конечно же, должен поддерживать воспитатель. Для этого нужно чаще разговаривать с детьми об их поступках и отношениях между ними, давать оценки их действиям. Детей старшего дошкольного возраста уже больше волнует оценка не конкретных умений, а их моральных качеств и личности в целом. Стоит отметить, следующую особенность: если ребенок полностью уверен в том, что взрослый относится к нему хорошо и уважает его личность, то он может спокойно, с «деловой точки зрения» относиться к замечаниям, которые касаются конкретных действий или поступков. Так, например, в старшем дошкольном возрасте негативная оценка выполненного ребенком рисунка не вызывает у ребенка отрицательных эмоций. Необходимо подчеркнуть, что самое важное - это ребенок в целом был хорошим, а взрослый разделял и понимал его мнения. В свою очередь, потребность во взаимопонимании - отличительная особенность личностной формы общения. Если взрослый часто говорит ребенку, что он жадный, ленивый, трусливый, это может сильно обидеть и ранить, но отнюдь не приведет к исправлению отрицательных черт характера. Здесь опять же для поддержания стремления «быть хорошим» значительно более полезным окажется поощрение правильных поступков и положительных качеств, чем осуждение недостатков.
Взрослый в старшем дошкольном возрасте остается ключевой фигурой в жизни ребенка. Именно от педагога и родителей ребенок берет эталон культуры общения, образцы коммуникативных норм. По мнению А. А. Юркевич, во взаимодействии и общении дети старшего дошкольного возраста в большей мере, чем младшие, ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их. У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Объясняя свои предпочтения они уже не ссылаются на ситуативные, случайные причины («рядом сидим», «он мне сегодня машинку дал поиграть» и т. п., как это наблюдается у младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть», «нравится играть с ней» и т. п., его положительные качества («он добрый», «она хорошая», «он не дерется» и т. п.) .
И. В. Зотова выделила ряд особенностей взаимодействия детей со сверстниками:
1. Яркая эмоциональная насыщенность: разговоры детей со взрослыми протекают относительно спокойно, без лишней эмоциональности, в то время как общение со сверстниками сопровождаются резкими интонациями, криком, кривляньями, смехом;
2. Нестандартность детских высказываний, общепринятых фраз и речевых оборотов: в процессе разговора со сверстниками ребенок использует неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность;
3. Преобладание инициативных высказываний над ответными: беседы, как правило, у детей не получается, они перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера, тогда как инициативу и предложения взрослого ребенок всегда поддерживает, старается ответить на вопросы взрослого, продолжить начатый разговор, предпочитает слушать, чем говорить сам;
4. Богатство назначения и функций коммуникативной деятельности: в общении со сверстниками проявляется и управление действиями партнера, и контроль над его действиями, и навязывание собственных образцов, и совместная игра, и постоянное сравнивание с собой.
Общение со сверстниками имеет существенные отличия от общения со взрослыми: яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность детских высказываний и др. Исходя из этого, считаем целесообразным рассмотреть развитие общения в разных видах деятельности. Рассмотрим коммуникативные умения старших дошкольников, составленные на основе разработанной В. Н. Белкиной характеристики коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста:
1. Умение детей адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей;
2. Потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние (радостное, восторженное, печальное, спокойное, рассерженное и т. д.);
3. Умение сделать людям приятное, не забывая сказать людям вежливые слова; спасибо, пожалуйста и др. ;
4. Хорошие манеры человека, не позволяющие ему во время разговора перебивать другого, грубить;
5. Позитивное отношением к людям, проявлением человеколюбия и душевности;
6. Умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;
7. Способность проявлять интерес к окружающим, охотно делиться с ними своими мыслями.
В связи с этим многие исследователи придерживаются мнения, суть которого заключается во влиянии совместной деятельности на развитие общения. Изучению совместной деятельности дошкольников со сверстниками и взрослыми и ее влияния на взаимоотношения дошкольников посвящены работы многих отечественных исследователей. Как уже отмечалось, внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуникации. В то же время оно протекает на фоне разнообразной деятельности - игровой, трудовой, познавательной. На этапе старшего дошкольного возраста оно приобретает самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, теперь, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.
Существенные изменения отмечаются и в игровом взаимодействии детей: если в младшем и среднем дошкольном возрасте в нем в большей степени преобладало ролевое взаимодействие (т. е. сама игра, то в старшем дошкольном возрасте преобладает общение по поводу игры, т. е. обсуждение правил игры. В то же время согласование своих действий, распределение обязанностей и ролей у старших дошкольников зачастую происходит в процессе самой игры. При распределении ролей дети, как правило, руководствуются индивидуальными решениями (предлагают самостоятельно предпочитаемую роль) или решениями за другого (собственное распределение ролей среди сверстников). Тем не менее, у старших дошкольников наблюдаются попытки совместного решения проблемы распределения ролей в процессе игры (предложение свободных ролей сверстнику).
В ролевом взаимодействии детей старшего дошкольного возраста увеличивается количество попыток контролировать действия друг друга (они часто критикуют сверстника, указывают на то, как должен вести себя партнер по игре относительно своей роли). При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят, как и у детей младшего дошкольного возраста, из-за ролей, из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они зачастую аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами, принятыми в обществе («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). В то же время у старших дошкольников не всегда получается согласовать свои точки зрения.
В общении со сверстниками ребенок, учится выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения. В то же время, в процессе общения со взрослыми ребенок учится говорить и знать, как надо слушать и понимать другого, усваивать новые знания. Именно через общение ребенок усваивает от взрослого его образы, поэтому на родителей и педагогов ложится особая ответственность за построение взаимодействия. Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, наиболее вероятный образец для него, при этом просто образец для подражания. Исходя из рассмотренных особенностей формирования общения у старших дошкольников, предполагаем, что формирование коммуникативных умений у ребенка будет происходить более эффективно, если создать необходимые для этого условия.
Проанализировав теоретические исследования, мы выявили компоненты сформированности коммуникативных умений у старших дошкольников мы определили следующие компоненты: информационно-коммуникативный компонент (умение принимать и передавать информацию, интерактивный компонент (умение взаимодействовать с партнёром в ходе деятельности и готовность к взаимодействию, перцептивный компонент (восприятие другого, не-Я, восприятие межличностных отношений).
При выполнении детьми диагностических заданий при фиксировании результатов, мы воспользовались рекомендациями О. В. Дыбиной, которая рекомендует педагогам и психологам использовать трехбалльную шкалу. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Для полноценного социального и познавательного развития детям этого возраста уже недостаточно общаться только со взрослыми. Даже самые наилучшие отношения воспитателя с детьми остаются неравноправными: взрослый - воспитывает, учит, ребенок - подчиняется, учится. В ситуации общения с ровесниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, т. е. растет его творческая самостоятельность, социальная компетенция.
Список литературы
1. Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию / В. Н. Белкина // Ярославский педагогический вестник. – 2022. – Т. 2. – №. 1. – С. 291-294.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – СПб. : Питер, 2022. – 576 с. – ISBN 9785171338336.
3. Гурбанова, А. Н. Формирование коммуникативной компетентности и социального статуса дошкольников / А. Н. Губанова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии. – 2021. – С. 63-66.
4. Долгова, А. А. Совместная деятельность дошкольников со сверстниками как средство формирования коммуникативной компетентности / А. А. Долгова // Актуальные вопросы современной науки и образования. – 2022. – №. 3. – С. 91-94.