Воронина Елена
Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители, дети которых впервые поступили в логопедическую группу, интересуются: «Для чего нужен логопед в детском саду?». Конечно, современные родители, знают кто такой логопед и для чего он собственно нужен в детском саду – что бы поставить ребёнку правильное звукопроизношение. Но знания родителей поверхностны и, выражаясь образно, задевают лишь «верхушку айсберга». Работа логопеда в группе детского сада многогранна. В этой статье я попытаюсь рассказать Вам, в чем же заключается суть работы учителя-логопеда.
Публикация «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе» размещена в разделах
Для более точного ответа, буду придерживаться определенного плана:
1. Что такое «логопедия»? Кто такой логопед?
2. Особенности логопедической работы :
- содержание логопедической работы;
- формы логопедической работы.
3. Работа в логопедических группах.
4. Положительные стороны обучения и воспитания детей в логопедических группах.
1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.
Термин «логопедия» образован от греческих слов «логос» (речь, слово, «пейдео» (воспитываю, обучаю). Что в переводе обозначает «воспитание речи». Соответственно, специалист, занимающийся коррекцией речи (или «воспитанием речи», называется логопедом.
2. Чем же работа педагогов логопедических групп отличается от работы в общеразвивающих группах детского сада?
С каждым годом процент детей, нуждающихся в логопедической помощи, растёт. Это связано со многими факторами, что в целом обуславливает актуальность детских садов с логопедическими группами. Логопедические группы детского сада – это необходимость, для тех детей, кто нуждается в коррекции речевых нарушений. В них распределяют детей с учётом специфики, не только речевых особенностей, но и возрастных. Речевые нарушения отрицательно сказываются на общем развитии ребёнка, характере взаимоотношений ребенка с окружающими, формировании его самосознания и самооценки (заниженная самооценка).
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Вся перечисленная работа проводится в логопедических группах в форме занятий со всеми детьми (фронтальные занятия, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе.
Ведущую роль в коррекционной работе с детьми ведёт учитель-логопед. Логопед выстраивает поэтапную работу над преодолением нарушений речи. Помощниками учителя-логопеда являются воспитатели. Учитель-логопед взаимодействует с воспитателями в различных формах, таких как: вечерние коррекционные занятия, проведение артикуляционной гимнастики, работа над автоматизацией проблемных звуков и многое другое. Воспитатели же, в свою очередь, работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
3. Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. Каждый период обучения характерен определённой направленностью лексических, лексико - грамматических тем, определённым подбором сюжетных картин для составления рассказов, пересказов. В группах комбинированной направленности учитель – логопед проводит 4 раза в неделю групповые (фронтальные) занятия, 2 – 3 раза в неделю индивидуальные занятия и занятия в микрогруппах.
4. Какие же плюсы в том, что Ваш ребенок посещает логопедическую группу?
Это:
- коррекция звукопроизношения; - формирование грамотной, выразительной речи;
- обучение чтению и письму в подготовительной группе;
- развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму в школе;
- усиленная подготовка к школе за счет дополнительных занятий по развитию речи, чтению и письму, графике;
- индивидуальный подход к ребенку;
- совершенствование психических процессов восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
Итак, хотелось бы закончить эту статью, сделав небольшой вывод. Вы уже поняли, что учитель-логопед работает не только над постановкой проблемных звуков ребёнка, но и развивает грамматический строй речи, работает над слоговой структурой слова, и связной речью ребёнка. Вместе с учителем-логопедом работают и воспитатели группы, выполняя его рекомендации. Так же, половина успеха ребёнка, в преодолении им речевых нарушений зависит от вас, уважаемые родители. Вместе мы все: и учитель-логопед и воспитатели и родители – единая команда, целью которой является помощь ребёнку с нарушением речи.