Елена Багаутдинова
Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы и нацелить на активное участие в коррекционном процессе.
Время проведения: I период обучения, октябрь.
План проведения:
Причины и характеристика видов речевых нарушений у детей.
Публикация «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе, Роль семьи в преодолении дефектов речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Содержание логопедической работы;
Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей.
Правила работы с домашними заданиями
Уважаемые родители!
Рада видеть Вас на нашем собрании.
Сегодня я хочу рассказать Вам о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей нашей группы.
Логопедическая группа сформирована по результатам ПМПК комиссии и проведённых в этом году логопедических обследований. У детей, включённых в эту группу есть трудности, которые сейчас характерны для большинства детей.
Первые две недели сентября проводилось обследование речи детей, с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей. Все родители уже ознакомились с результатами обследования. У всех обследованных детей имеются нарушения в звукопроизношении: свистящих, шипящих и звуков Л и Р и других.
Во время обследования у детей были выявлены нарушения всех сторон речи, а именно, несформированность грамматического строя речи, бедный словарный запас, неумение составлять рассказ.
Уровень речевого развития, естественно, у всех детей разный.
Диагностика мелкой моторики рук детей показала, что ни все дети могут справляться с заданиями легко.
Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся ОНР (общее недоразвитие речи) — это логопедическое заключение.
Есть дети с диагнозом ДИЗАРТРИЯ.
Дизартрия — это расстройство произносительной стороны речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Проще говоря, ребенок не может в полном объеме совершать движения, необходимые для речи. От этого страдает звукопроизношение, В более легких случаях это искажение определенных звуков. При тяжелых течениях диагноза можно заметить пропуски и замену звуков. Нарушаются темп, выразительность речи.
Вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих нарушений.
Работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми на групповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.
Наши занятия направлены и на профилактику школьной дезадаптации. Школьные учителя выделяют детей логопедических групп. У них развиты навыки звукобуквенного анализа, познавательные процессы: внимание, память, мышление.
Два раза в неделю мною проводятся подгрупповые занятия.
По вторникам
«Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ТНР»
На каждую неделю учебного года есть своя лексическая тема, например – фрукты, овощи, осень, деревья. Всю неделю дети расширяют представления по теме, расширяют словарь, выполняют грамматические упражнения:
- образование прилагательных от существительных (лист дуба- дубовый, сок из яблок-яблочный)
- образование множественного числа существительных «Один-много» огурец-огурцы;
- образование существительных с ласкательными суффиксами «Назови ласково» огурец-огурчик;
- согласование существительных с числительными «Посчитай» 1 огурец, 2 огурца, 3 огурца, 4 огурца, 5 огурцов);
- изучение антонимов (дерево высокое-куст низкий, клубника крупная-земляника мелкая)
- употребление предлогов (Ягоды крыжовника падают … куста, гриб растет … сосной)
- развитие внимания, мышления, памяти (игра «Что лишнее? Почему? Или «4 -лишний»
На занятиях по развитию связной речи мы учимся составлять описательные рассказы по плану, рассказы по сюжетным картинкам, рассказы по серии сюжетных картин, начинаем учиться составлять пересказы. Отгадывать и сочинять загадки. Наши дети сейчас не умеют рассказывать, не умеют пересказывать, но Мы будем учиться.
В четверг
«Занятие по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР»
На занятиях по подготовке к обучению грамоте мы учимся четко произносить звуки;
- развиваем фонематический слух;
-выделяем звук из ряда звуков;
- выделение звука из начала слова;
- знакомимся с характеристикой звука и буквой, звуко-буквенным анализом слов.
- выкладываем буквы из палочек или шнурков, работаем с кассой букв;
- в тетрадях прописываем буквы и делаем анализ слов;
- выполняем упражнения по образованию прилагательных от существительных, существительных множественного числа, обучаемся диалоговой речи;
- учимся согласованию слов с предлогами;
- развиваем память, мышление и внимание.
Хочу Вам напомнить, что «Звук мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем».
И еще, буквы называем не «Бэ, Вэ, Дэ», а «Б, В, Д». Правильное название предотвратит ошибки при обучении чтению.
Проводится индивидуальные занятия
На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя:
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- работа над слоговой структурой;
-формирование правильного речевого дыхания;
- артикуляционную гимнастику;
- постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи;
- дифференциацию звуков.
Для правильного произношения звуков нашего языка необходимо правильное речевое дыхание. Упражнения на речевое дыхание позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать
Артикуляционная гимнастика – это упражнения, направленные на развитие мышц артикуляционного аппарата, то есть языка, губ, щек.
Польза артикуляционной гимнастики:
- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;
- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;
- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;
- увеличение амплитуды движений;
- снижение напряжённости артикуляционных органов;
- постановка правильного произношения звуков. Введение звука в речь происходит постепенно.
Все, что я вам рассказала касается нашей работы в детском саду.
Но вы не думайте, пожалуйста, что этого всего достаточно для того, чтобы ребенок начал правильно говорить. Все зависит от вас, уважаемые родители, от вашего настроя. Ведь вся основная работа по автоматизации звуков и закреплению новых знаний ложится на вас дома.
То, что мы будем делать здесь недостаточно, необходимо будет много заниматься дома. Если вы заинтересованы в том, чтобы речь вашего ребенка значительно улучшилась, с ним необходимо заниматься ежедневно. Это не потребует много времени. Дома прочтите задание в логопедической тетради, поработайте над речевым материалом 10-15 минут. Задания за ребенка не выполняйте. Все делайте вместе.
По дороге из сада домой спросите своего ребенка: чем он занимался в детском саду? Выслушивая его рассказ, обращайте внимание на правильное произношение. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- настраивать ребенка на позитивные занятия с педагогами.
В заключение хочется попросить Вас поднять одну руку и попробовать ей похлопать. Согласитесь, что невозможно сделать хлопок одной рукой. Педагог - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, уважаемые родители) учитель бессилен. Поэтому любая Ваша помощь - это добрый знак, что всё у нас получится, дорогие родители.
Давайте воспитывать наших детей вместе!
Я открыта для диалога!
Двери моего кабинета распахнуты для вас!
Просьба заранее сообщать о вашем везите.
Приходите, задавайте вопросы интересуйтесь успехами ваших детей!
Спасибо за внимание!