Коровина Ирина
Создание условий в инклюзивной группе для детей с нарушениями зрения и организация лечебно-воспитательного процесса
Создание условий в инклюзивной группе для детей с нарушениями зрения и организация лечебно-воспитательного процесса
В настоящее время в дошкольных учреждениях наряду с детьми без особенностей развития находятся дети с различными нарушениями зрения. Как правило, эти нарушения неглубокие : косоглазие, амблиопия, нарушение рефракции (близорукость или миопия, дальнозоркость или гиперметропия). Реже обычный детский сад посещают дети с более серьезными нарушениями : атрофия зрительного нерва, ретинопатия разной степени, нистагм, птоз, катаракта и др.
Публикация «Создание условий в инклюзивной группе для детей с нарушениями зрения и организация лечебно-воспитательного процесса» размещена в разделах
Для успешной лечебно-восстановительной работы зрительного аппарата воспитатели должны знать некоторые требования по организации среды для воспитания и обучения таких детей в соответствии с состоянием и характером их зрения и лечения.
Необходимо учитывать зрительную утомляемость. Так, например, дети с дальнозоркостью утомляются быстрее, чем близорукие дети, даже при наличии очковой коррекции. Следовательно, таким детям нужно чередовать зрительную нагрузку вблизи (за столом – рисование, письмо, мозаика) с ответами у доски, с отдыхом. Детям с миопией (близорукостью) необходимо в течение долгой зрительной работы за столом (мозаика, рисование, конструирование) обязательно давать возможность расслабить аккомодацию хрусталика. Этому способствует рассматривание объектов, находящихся вдали – за окном, в противоположном конце группового помещения. «Посмотри в окно, найди глазами самый высокий дом, какого он цвета? Найди глазами самое высокое дерево. Что находится дальше от тебя: дом или дерево?»
Дети со сходящимся косоглазием должны рассматривать картинки на вертикальной поверхности – подставке для книг, на доске. Так как при этом зрительные оси естественным образом расходятся. И наоборот, дети с расходящимся косоглазием могут долго рисовать, писать на горизонтальной поверхности – на столе, парте, так как при этом зрительные оси естественным образом сходятся, что способствуют более успешному исправлению дефекта.
Знание об остроте зрения помогает правильно посадить ребенка по отношению к воспитателю или доске, на которой демонстрируется материал для занятия. Дети с дальнозоркостью могут сидеть за последними столами, потому что хорошо видят вдали. Дети с близорукостью не должны сидеть далее первой парты и в середине ряда.
При амблиопии (ленивый глаз – может видеть, но не видит) ребенку часто назначают окклюзию – заклейку. Окклюзию надевают на лучше видящий глаз. При этом ребенок смотрит на мир хуже видящим глазом. То есть, в это время ему плохо видны мелкие детали, цвета и формы и вообще нужно гораздо больше времени, чтобы рассмотреть игрушку, картинку. Воспитатели, учитывая трудности ребенка, дают возможность взять игрушку или картинку в руки или разрешают во время занятия встать и подойти к доске, к рассматриваемому предмету, подробно исследовать его. Лучше, если детям с окклюзией поставить игрушку на стол на занятии по продуктивной деятельности. Чтобы ребенок в любой момент мог взять в руки предмет и как следует рассмотреть его. (Лепка или рисование игрушек, машинок, животных и т. п.).
Если воспитатель проводит часть занятия, посадив детей полукругом, он должен учитывать, на каком глазу окклюзия у ребенка с нарушением зрения.
Если у ребенка окклюзия на правом глазу, то он должен сидеть слева по отношению к педагогу. И, соответственно, если окклюзия слева, то и ребенка надо сажать справа. При этом часто офтальмологи назначают детям попеременную окклюзию: по четным дням на правый глаз, а по нечетным – левый, например. Следовательно, по четным дням ребенок должен сидеть слева от педагога, а по нечетным – справа.
Ленивый глаз предполагает работу. Ленивый глаз необходимо нагружать зрительной работой, заставлять смотреть, вглядываться. Благодаря этому острота зрения ленивого глаза повышается. Очень важно не упустить этот момент. Так как после семи лет поднять остроту зрения амблиопичного глаза уже нельзя. Какие упражнения способствуют работе амблиопичного глаза? Это раскраски, мозаика (маленьким детям и с низкой остротой зрения мозаика дается с крупными деталями, старшим – с мелкими, рассматривание предметных и сюжетных картинок, сравнение предметов, картинок, штриховка деталей рисунка, зрительный поиск заданного взрослым объекта на картинке, картинки – нелепицы («Что перепутал художник?», лабиринты, паззлы и др.