Юлия Лушанова
Консультация «Организация зрительной работы для детей с нарушениями зрения»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Охрана и развитие зрения частичнозрячих, слабовидящих и дошкольников с функциональными нарушениями зрения (косоглазие, амблиопия) – одна из важнейших целей стоящих перед тифлопедагогами, воспитателями и родителями ребёнка. Она достигается путём проведения широкого комплекса взаимодействующих между собой лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий.
Публикация «Консультация „Организация зрительной работы для детей с нарушениями зрения“» размещена в разделах
По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0 до 0,04. Таким образом, контингент слепых включает людей, полностью лишенных зрения (тотальные слепые) и обладающих остаточным зрением (с остротой зрения от светоощущения до 0,04).
Тотально слепые дети безусловно используют в получении учебной информации осязание и слух. Слепые дети с остаточным зрением, также основную образовательную информацию будут получать через осязание и слух, так при наличии такого глубокого поражения использование зрения в течение длительного времени отрицательно влияет на его дальнейшее развитие. Однако в процессе обучения и воспитания остаточное зрение не игнорируется, так как оно дает детям дополнительную информацию об окружающем. Дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2 входят в категорию слабовидящих, и уже могут активно работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований.
Важнейшими аспектами организации зрительной работы дошкольника с нарушением зрения являются:
Рабочее место
Рационально организованное рабочее место позволяет обеспечить воспитаннику правильную рабочую позу. Правильная рабочая поза определяется следующими правилами:
стул задвигается за край парты на 10 см, расстояние между телом и столом – кулак;
правило трех прямых углов: спина – бедро, бедро – голень, голень – стопа (при необходимости может использоваться подставка для ног);
голова наклонена, спина ровная, плечи на одном уровне, поясница опирается на спинку стула;
обязательное использование подставки для книг с регулируемым углом наклона, угол наклона: 15-20 градусов (не устают мышцы шеи, улучшается освещенность, обеспечивается примерно одинаковое расстояние до глаз отдельных частей текста);
расстояние от глаз до текста составляет примерно 30-35 см, при необходимости ребенку предлагается воспользоваться лупой;
В помещениях, где занимаются дети с нарушениями зрения необходимо обеспечить левостороннее естественное освещение рабочих мест. Искусственное освещение помещений и рабочих мест может быть общим и местным. В качестве источников общего освещения используют потолочные люминесцентные светильники, местного освещения на рабочем месте – лампы накаливания или люминесцентные. Свет на рабочее место должен падать слева спереди, исключая затенение, не создавая слепящих бликов. Освещенность на рабочем столе слабовидящего ученика должна составлять 500 люкс, при проведении практических и лабораторных работ – 1500 люкс. Освещенность лестниц, туалетных и раздевальных комнат, столовой рекомендуется не менее 300 люкс.
Установлено, что при понижении освещенности на 70-150 люкс острота центрального зрения резко снижается. При утомленном зрении слабовидящие начинают испытывать трудности в процессе чтения и письма (форма и конфигурация букв кажутся размытыми, расплывчатыми, учащиеся начинают напрягать мышечный аппарат глаза, что приводит к нарушению функции адаптации зрительной системы (страдает фиксация взора, прослеживание).
Необходимая степень освещенности во многом зависит от характера зрительного нарушения:
при миопии высокой степени, атрофии зрительного нерва, пигментной дегенерации сетчатки требуется повышенная освещенность – 700-1500 люкс;
при катаракте – 200-400 люкс;
альбинизме – до 200 люкс;
Дети со светобоязнью должны быть удалены от источников света.
Рассадка детей с учетом зрения
Детей с близорукостью сажают ближе к наглядному материалу (1 ряд дети с низкой остротой зрения 0,4; 2 ряд – дети с остротой зрения 0,4/0,6; 3 ряд – дети с остротой зрения 0,6/1,0).
Детей с расходящимся косоглазием сажают по центру.
Детей с сходящимся косоглазием за дальние столы.
Если у ребенка окклюзия правого глаза, он сидит справа от педагога.
Если у ребенка окклюзия правого глаза, то он сидит слева от педагога.
Леворуких детей с нарушением зрения, детей со светобоязнью не следует сажать близко к окну в яркий солнечный день, так как возрастает резкость тени от пишущей руки.
Зрительная нагрузка
З. Г. Ермолович отмечает, что непрерывная зрительная работа слабовидящих детей не должна превышать 8-10 минут, частичнозрячих — 5 минут. Воспитатель, учитель-дефектолог (тифлопедагог, организуя образовательный процесс детей, имеющих заболевания сетчатой оболочки и зрительного нерва, должны в обязательном порядке получить консультацию врача-офтальмолога об индивидуальных допустимых зрительных нагрузках для детей с тяжелыми нарушениями зрения.
Так, практика обучения детей, имеющих в зрительном диагнозе нистагм, свидетельствует об их быстрой утомляемости. При нистагме глаза постоянно совершают самопроизвольные колебательные движения различной амплитуды, из-за чего изображение на сетчатке всегда расфокусировано. Темп работы детей с нистагмом медленный, а усилие (напряжение) значительное.
Снятие зрительного утомления
Цель зрительной гимнастики – снять зрительное утомление и подготовить зрительный анализатор к предстоящей работе.
Зрительная гимнастика составляется из специальных упражнений. Различают три основных группы упражнений зрительной гимнастики:
Гимнастика, для снятия зрительного утомления (по содержанию это простые манипуляции, способствующие расслаблению напряженных мышц: частое моргание, зажмуривание, легкое прикрытие век, закрывание глаз, поглаживание кончиками пальцев закрытых глаз, легкий нажим, массаж ладонью и легкое разминание и т. п. Во многих современных брошюрах вслед за У. Бейтсом такие простейшие упражнения для снятия визуального напряжения, восстановления зрительной работоспособности определяются как релаксационный комплекс (Г. Г. Демирчоглян);
Гимнастика, направленная на укрепление аккомодационных мышц глаз (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали); Упражнение «Метка» (перевод взора с предмета, расположенного вблизи на предмет, расположенный вдали);
Гимнастика, направленная на укрепление глазодвигательных мышц.
Демонстрация наглядности
При обучении слепых и слабовидящих детей разнообразные средства наглядности применяются в значительно большей степени, чем в работе с нормально видящими детьми. Это обусловлено тем, что нормально видящий ребенок с раннего детства овладевает необходимой информацией об окружающем мире без каких-либо специальных условий. Причем 90% этой информации – зрительная. Ребенок, имеющий глубокую зрительную патологию, нуждается в целенаправленном обучении способам ознакомления с окружающим миром. Без использования специальных средств наглядности это невозможно, так как непосредственное чувственное восприятие многих предметов или явлений часто бывает затруднено или недоступно.
Использование наглядности стимулирует познавательную активность, позволяет поддерживать интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме.
В обучении детей с нарушением зрения используется наглядный материал разных видов.
Средства наглядности
1. Натуральные наглядные пособия: предметы ближайшего окружения, животные, растения, овощи, фрукты и т. д., которые специально подбираются для занятия или наблюдаются в ходе прогулок, экскурсий.
2. Объемные наглядные пособия: муляжи, чучела животных и птиц, модели, макеты, геометрические тела.
3. Дидактические игрушки: куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомые и т. д.
4. Изобразительные наглядные пособия: иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, диа-, кино- и видеоматериалы, плакаты
5. Графические наглядные пособия: таблицы, схемы, планы.
6. Символические наглядные пособия: исторические, географические, биологические карты.
7. Рельефные наглядные пособия: включают в себя иллюстративную, графическую и символическую наглядность: рельефно-точечные и барельефные предметные и сюжетные изображения, а также схемы, планы, таблицы, выполненные таким образом.
Наглядный материал может быть демонстрационным и раздаточным. Демонстрационная наглядность используется для показа всей группе детей, раздаточный рассчитан на работу с одним ребенком.
Особое значение восприятие натуральной наглядности имеет для тотально слепых и слепых детей, имеющих остаточное зрение, не позволяющее хорошо рассмотреть окружающие объекты. Своеобразие чувственного познания детей данной категории обусловливает замедленность, фрагментарность их восприятия. Через натуральную наглядность с помощью сохранных органов чувств такие дети получают более полную информацию о различных объектах и явлениях, то есть информацию, адекватную для них по значению зрительной.
При первичном ознакомлении детей с программным материалом («Овощи и фрукты», «Мебель», «Посуда» и т. д.) в качестве наглядности обязательно предъявляются натуральные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (мягкость, твердость или упругость, запах и вкус) на следующих занятиях и уроках можно перейти к муляжам, моделям, игрушкам, изобразительной наглядности.
Следует отметить, что в некоторых ситуациях, когда невозможно предоставить детям для обследования натуральные предметы (например, при изучении темы «Транспорт», сначала демонстрируют модели, игрушки, обследуют и обыгрывают их. Это позволяет детям с низкой остротой зрения позже – при наблюдении реальных объектов транспорта на экскурсии – узнавать их даже на некотором расстоянии.
Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях и уроках, например, на специальных коррекционных занятиях при обучении детей дошкольного возраста.
Требования, предъявляемые к натуральной наглядности
Предметы должны быть удобны для зрительного и осязательного обследования.
Ярко окрашенными.
Традиционной, легко узнаваемой формы.
Основные детали должны быть чётко выражены и выделены цветом.
Требования, предъявляемые к объемной наглядности
Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы.
Важно соблюдение правильных пропорций и соотношения частей предмета в модели или макете.
Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам
Они выступают в качестве моделей и должны иметь четко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет.
Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.
Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности
При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01-0,03 минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 – не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09-0,2 – не менее 3 мм.
Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях, как косоглазие и амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.
Средний размер картин и рисунков для индивидуального пользования должен быть 27х18см; размеры букв для наборного полотна – не менее 12 см в высоту и не менее 2 см в ширину. При изготовлении текстовых пособий необходимо помнить, что дети с остротой зрения 0,2 и выше свободно различают буквы высотой 5,6 мм с расстояния 33 см.
При работе вдаль (например, фронтальное рассматривание предметной картинки) размер объекта значительно увеличивается, при этом дети располагаются на расстоянии от него 0,5-1,0 м.
Нецелесообразно изображать предметы на одной стороне листа одинаковой величины, если в натуре они отличаются размерами.
Подряд показывается не более 1-2 изображений;
Поверхность изображения должна быть матовой, без бликов;
Использование приёмов, обеспечивающих лучшую видимость:
Подсветка.
Фонирование (индивидуальные фоны например, листы из плотного цветного картона или двухсторонние фланелеграфы размером приблизительно 25 х 35 см).
Контурирование, чтобы усилить резкость границ (однако следует обращать внимание на то, чтобы контурная линия не «поглощала» бы изображение, особенно мелкие детали предмета).
Дополнительное подкрашивание мало насыщенных цветов для усиления яркости цветовой характеристики поверхностей.
Минимальным числом и малой площадью перекрытий одного изображения другим.
Уменьшение количества второстепенных деталей.
Выделение переднего, среднего и заднего планов в многоплановых сюжетных изображениях.
Чем младше ребёнок, тем актуальнее для его восприятия простых форм и основных цветов (красный, желтый, зеленый и синий светлых тонов).
Расположение картинок перед взором в вертикальной плоскости (используется подставка) на расстоянии от глаз рекомендованном врачом-офтальмологом.
Выбирая книги для слабовидящих детей, следует ориентироваться не только на размер шрифта, количество знаков, но и на качество бумаги, она не должна интенсивно отражать световой поток и, как следствие, бликовать, осложняя процесс различения.
Изображение можно перевести в аппликацию и обследовать руками.
Требования, предъявляемые к графическим пособиям
Они должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления.
Требования, предъявляемые к рельефной наглядности
Рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию.
Пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет.
Особенно точно должна быть передана форма предмета, т. к. является главным информационным признаком.
Правильное соотношение частей и пропорций.
Использование рельефной наглядности должно сопровождаться соотнесением ее с реальными предметами.
Следует отметить, что при обследовании наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться вдвое больше времени, чем нормально видящим. Некоторым детям необходимо предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, обследовать с помощью осязания. В ряде случаев наглядность следует внести в группу до начала занятия для того, чтобы дети могли её предварительно рассмотреть. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.
Правильная организация зрительной работы детей с нарушением зрения способствует значительному продвижению в развитии наглядно-образного мышления зрительного восприятия. У детей формируется не только зрительное представление о предметах и явлениях, но и повышается острота зрения на амблиопичном глазу, а это и есть результат эффективно организованной работы педагога с детьми с нарушением зрения.
Литература:
1. Гайдукевич С. Е., Григорьева Т. А., Баль Н. Н., Зыгманова И. В., Миненкова И. Н. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения: учеб. -метод. пособие / С. Е. Гайдукевич, Т. А. Григорьева, Н. Н. Баль, И. В. Зыгманова, И. Н. Миненкова; под общ. ред. С. Е. Гайдукевич, В. В. Чечета. – Мн. : БГПУ, 2006. – 98 с.
2. Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. – М. : Физкультура и спорт, 1988.
3. Как беречь глаза: Практические советы в помощь педагогам школ, воспитателям дошкольных учреждений. / Составители: Котлярова И. И., Яхницкая Л. К. – Мн. : Технопринт, 1999. 6. Уильям Г. Бейтс. Улучшение зрения без очков по
4. Е. Н. Подколзина, Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения, - Дефектология №6, 2005, стр.