Анастасия Дмитриевна
Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников
МБДОУ «Детский сад №36»
Методическая разработка для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему :
«Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников»
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Казакова Анастасия Дмитриевна
Дзержинск, 2020.
Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников
Публикация «Создание условий по сохранению и укреплению физического здоровья дошкольников» размещена в разделах
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал:
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Физическое воспитание для детей то же, что фундамент для здания.
Дошкольный возраст является важным этапом становления способностей человека. С рождения до семи лет у ребёнка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения.
Поэтому необходимо обогащать физическое воспитание дошкольников новыми методами и приёмами.
Проблемы воспитания здорового ребёнка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания. В этой связи представляются весьма наболевшими вопросы, связанные с совершенствованием и поиском оригинальных форм, средств методов физического воспитания детей дошкольного возраста.
Существует много различных форм проведения физкультурных занятий в детском дошкольном учреждении. Главное, чтобы все они были направлены на решение следующих задач:
• укрепление здоровья детей, повышение функциональных и адаптационных возможностей организма, умственной и физической работоспособности;
• гармоничное развитие всех звеньев опорно-двигательного аппарата;
• формирование правильной осанки;
• совершенствование двигательных навыков, воспитание двигательных качеств; развитие психических способностей и эмоциональной сферы;
• воспитание интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.
Утренняя гимнастика - это постепенное введение организма в благоприятную двигательную активность. В детском саду гимнастика является одним из режимных моментов и средством для поднятия эмоционального тонуса детей.
Чтобы повысить интерес детей к утренней гимнастике и разнообразить двигательную активность, нужно изменить ее форму и место проведения:
- Утренняя гимнастика игрового характера включает 2–3 подвижные игры.
- Упражнения на полосе препятствий.
- Утренняя гимнастика может проводиться в форме оздоровительной пробежки. Этот тип утренней гимнастики обязательно проводится на воздухе.
- Комплекс музыкально-ритмических упражнений.
Одной из главных форм укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении является проведение физкультурных занятий.
Существует несколько видов занятий:
- традиционные, которые состоят из 3-х частей: вводная, основная, заключительная;
- занятия, построенные на подвижных играх (основная часть занятия построена на использовании подвижных игр на различные основные движения);
- сюжетно – ролевые (использование имитаций и образных сравнений, музыкального сопровождения, увлекательность сюжета, общение с игровыми персонажами);
- контрольно – тренировочные;
- с использованием литературных произведений;
- на открытом воздухе;
- занятия-соревнования.
На занятиях используются следующие приё мы и методы:
- словесные;
- наглядные.
Физминутки.
Физминутки представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия
напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Это
наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Для детей это способ восстановить работоспособность, минутка отдыха, здорового и активного.
Физминутки для дошкольников проводятся в виде весёлых игровых действий, которые продолжаются около 2 минут.
Виды физминуток:
1. физминутки-разминки;
2. физминутки для глаз;
3. пальчиковая гимнастика;
4. упражнения для релаксации;
5. упражнения для дыхания.
Гимнастика после сна.
Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие ребёнка.
Виды гимнастики после дневного сна.
• Разминка в постели и самомассаж;
• Гимнастика игрового характера;
• Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;
• Пробежки по массажным дорожкам.
Подвижные игры.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка : он становится крепче, выносливее. Движения в свою очередь способствуют тому, что у ребёнка работают лёгкие, усиливается кровообращение, улучшается процесс обмена веществ.
Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на три относительно самостоятельных вида:
- подвижные игры (сюжетные и бессюжетные)
- спортивные игры (городки, баскетбол, бадминтон и т. п.)
- игры с пением и хороводные.
Подвижные игры проводятся каждый день, как в помещении, так и на прогулке с учётом возрастных особенностей детей.
Спортивные праздники и развлечения.
В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей. Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях.
Работа с родителями.
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Понимая важность этой проблемы, необходимо проводить работу с родителями по охране и укреплению здоровья детей. В работе по физическому воспитанию, организованную с семьями воспитанников, используются разнообразные формы, средства и методы:
- участия в родительских собраниях;
- анкетирование;
- консультации, рекомендации, памятки;
- совместные занятия, спортивные праздники и развлечения;
- выставок совместных работ детей и родителей.
Закаливание.
Закаливание следует начинать с раннего детства и продолжать всю жизнь, изменяя формы и методы в зависимости от возраста, придерживаясь следующих принципов:
- регулярность
- постепенность (постепенное увеличение нагрузки, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата);
- интенсивность, т. е. увеличение времени воздействия;
- сочетаемость общих и местных охлаждений (например, при босохождении одежда также должна быть облегчённой);
- комплексность, т. е. процедуры закаливания должны восприниматься шире, чем просто ходить босиком. Это прогулки, бег, сон при хорошем доступе воздуха;
- положительный эмоциональный настрой ребёнка.
Закаляя детей дошкольного возраста, мы ставим перед собой следующие задачи:
- повысить стойкость организма в борьбе с заболеваниями;
- приучать чувствовать себя хорошо в различных меняющихся условиях;
- воспитывать потребность в свежем воздухе.
Традиционные виды закаливания детей:
• утренний прием на свежем воздухе, гимнастика
• оздоровительная прогулка
• воздушные ванны
• воздушные ванны с упражнениями
• сон с доступом свежего воздуха
• умывание в течение дня прохладной водой
• полоскание рта прохладной водой
• хождение босиком до и после дневного сна
• хождение босиком по «дорожке здоровья»
• массажные коврики после дневного сна
• солнечные ванны