Зарипова Евгения
Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок дошкольного возраста – неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться. У него своеобразное, особое видение окружающего. Он смотрит на происходящее вокруг с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где так много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неопознанного!
Для дошкольников противоестественны скука и безразличие.
Публикация «Создание условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Структура познавательной сферы складывается к пяти-шести годам. В активной поисковой деятельности детей возникают и развиваются новые мотивы деятельности. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.
Меняется характер общения ребё нка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты. Общаясь с родителями, другими членами семьи, педагогом ребёнок приобретает новые знания, расширяет свой кругозор, уточняет личный опыт.
Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах, и разнообразных видах творческой деятельности. Взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности.
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников :
-Создание обогащённой предметно-пространственной среды для начала развития интереса;
-Включение занимательности в содержание занятий;
-Создание проблемно-поисковых ситуаций;
-вовлечение в выполнение творческих заданий;
-Интеграция разнообразной деятельности;
-Организация экспериментирования;
-Стимулирование проявления положительно-эмоционального отношения ребёнка к явлениям, предметам и видам деятельности.
Познавательно-интеллектуальное развитие является основой умственного воспитания.
Развитые страны в последние десятилетия придают первостепенное значение укреплению своего интеллектуального и творческого потенциала как стратегического ресурса. Интеллектуально-развитым детям должны быть предоставлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для их собственного блага и на благо всего общества».
Для обеспечения познавательно-интеллектуального развития в МКДОУ СВЕТЛОВСКИЙ д/с "Cветлячок" создана пространственная среда, которая обеспечивает наиболее активное и полноценное развитие дошкольников.
Немного подробнее остановимся на условиях, а это собственно:
• Предметно-развивающая среда группы;
• Взаимодействие с родителями;
• Предметно-развивающая среда детского сада;
• Взаимодействие с социумом.
Предметно-развивающая среда группы.
Построение предметно-развивающей среды во всех группах нашего детского сада отвечает возрастным особенностям детей. Для детей до трёх лет важно пространство для активных игр, катания, лазанья. ; для детей четырёх лет создан широкий спектр предметов для сюжетно-ролевых игр - атрибуты деятельности взрослых, предметы с выраженными функциональными особенностями.
В старшей- подготовительной группе с детьми организуются такие сюжетно-ролевые игры, например, «Школа», «Семья», «Салон красоты», «Супермаркет», «Центр здоровья», «Служба спасения», которые помогают развивать у детей социальный опыт, формировать познавательную активность, коммуникативные навыки и раскрыть свои неповторимые индивидуальные личностные качества. Игра – ведущий вид деятельности, поэтому она позволяет удовлетворять многие потребности ребенка – в общении, анатомии, выплеску накопившейся энергии, развлечении. Игра в её качественном многообразии осваивается детьми на каждом возрастном этапе : режиссерская - образная - сюжетно-ролевая - игра с правилами. Посредством сюжетно-ролевой игры ребёнок учится воспроизводить и отражать в сюжете взаимоотношения людей. Предварительно планируя ход игры, обсудив со сверстниками сюжетную линию. Так, например, дети подготовительной группы активно проявляют интерес к учению, играя в «Школу».
Мы считаем, что включение игр в обучение детей, несомненно, повышает их эффективность, так как игра:
- создаёт позитивный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
- непосредственно влияет на познавательно-интеллектуальную и коммуникативную активность ребёнка;
- способствует раскрепощению ребёнка, стимулирует к поиску творческих решений.
И обязательное условие построения среды — это эстетика и соответствие санитарно- гигиеническим нормам.
Предметно-развивающая среда детского сада – способствует познанию окружающего мира.
Адекватная развивающая среда, на мой взгляд, должна включать в себя следующие компоненты:
• игрушки и игровые пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы для развития слухового, зрительного, тактильного ощущения)-Сенсорная комната
• игрушки для выработки моторных навыков, ловкости (мелкие мозаики, нанизывание бусинок, верёвочек, плетений, передвижение различных предметов по разнообразным лабиринтам);
• оборудование для занятий музыкой и изучение танцев
• конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, аппликации и т. д. ;
• комната психологической разгрузки
• оборудование для физических занятий.
В нашем детском саду имеется:
- Музыкальный зал.
- Физкультурный зал.
-"зеленая комната"
- музей
-сенсорная комната
-комната психологической разгрузки (о которой говорилось выше)
Взаимодействие с родителями – через различные нетрадиционные формы работы с родителями педагоги нашего ДОУ оказывают помощь в развитии у детей каких либо талантов, способностей. Консультируем их и даём рекомендации как лучше это сделать. Проводим собрания, отвечая на волнующие родителей вопросы по поводу воспитания детей,- викторины, -общие родительские собрания, -анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей. Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательном развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.
Взаимодействие с социумом – позволяет показать достижения наших воспитанников, через их участие в конкурсах различного уровня.
Какие же условия мы создаем для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста в нашем дошкольном учреждении? Работа по выявлению талантливых, интеллектуально- одарённых детей, как и любая другая работа, связанная с развитием детей требует много времени, знаний и сил. Это дополнительная ответственность перед талантливым или развитым ребенком, которая требует создания условий для полноценного качественного развития способностей, но в тоже время и ответственности перед остальными детьми, чтобы не в ущерб им, не в ущерб вниманию развития их способностей проходила эта работа. Поэтому свою работу по созданию условий для совершенствования познавательно-интеллектуальной деятельности детей нужно строить параллельно с основными видами и направлениями реализации основной общеобразовательной программы.
- создание пространственной разносторонней среды;
- индивидуально-дифференцированный подход к детям;
- взаимодействие с родителями;
- правильно организованная система планирования.
-Непрерывность повышения квалификации педагогов;
-Креативность педагогов, умение адаптировать, изменять имеющийся материал.
Таким оброзом,качество познавательно-интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста зависит способствует объединение усилий участников педагогического процесса – детей, родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения; создание благоприятных условий, предметно-развивающей среды для раскрытия потенциала дошкольников и квалифицированное педагогическое руководство.
А вера педагогов и родителей в возможности детей – один из важнейших источников их настоящих и будущих успехов. В наших силах сегодня помочь раскрыться завтрашнему интеллектуально-творческому потенциалу России!