Галина Милаева
Создание условий для реализации принципа индивидуализации через оснащение развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на августовской педагогической конференции:
«Создание условий для реализации принципа индивидуализации через оснащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с ФГОС ДО».
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. (Фед. закон об образовании)
Публикация «Создание условий для реализации принципа индивидуализации через оснащение развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Можно сформулировать три группы основных педагогических принципов воспитания :
Первая группа определяет совокупность требований к содержанию воспитательной деятельности.
Вторая группа принципов определяет основные требования к организации воспитательного процесса.
Третья группа принципов определяет требования к взаимодействию воспитателей и воспитанников.
Индивидуализация - процесс создания и осознания индивидом собственного
опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Принцип индивидуализации воспитания относится ко второй группе и предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются :
– мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребёнке;
– определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка;
– выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка и т. д.
На сегодняшний день стоит особо актуально вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.
По мнению многих педагогов не дети должны приспосабливаться к детскому саду, а дошкольное образовательное учреждение должно стремиться создать необходимые условия для каждого ребнка, принимая во внимание его склонности и способности, состояние психического и физического здоровья.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребнка, как на «человека играющего», многое в РППС должно быть пересмотрено на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент непременно соседствует с игровой оболочкой. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.
Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активный в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Индивидуализированный способ взаимодействия педагога с воспитанником помогает достичь успеха ребенку, радость достижения ориентирует на продвижение вперед. В детском саду ребенку главное чувствовать себя любимым, неповторимым.
В связи реализацией ФГОС ДО, перед педагогами стоит задача создания для детей дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда
характер взаимодействия со взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребёнка к миру, другим людям, себе самому.
Согласно Стандарту, создаваемая в ДО образовательная среда должна отвечать следующим требованиям:
гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
способствовать профессиональному развитию педагогических работников;
создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности.
Алгоритм проектирования образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
«КОГО учить и воспитывать?» - психолого-педагогическая характеристика воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей, учет психологических и физиологических особенностей дошкольников, этнокультурных условий развития.
«ЗАЧЕМ учить и воспитывать?» - определенность целей и задач по всем направлениям развития и образования детей (социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, расширение направлений развития, социализации и индивидуализации детей.
«ЧЕМУ учить?» - осознанное, ответственное отношение к выбору информационного воздействия и предметного наполнения среды, обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и общении.
«КАК учить?» - рефлексивный выбор методов и технологий образовательного процесса и взаимодействия, ориентация на возрастные особенности развития, использование зоны ближайшего развития.
Каковы же направления преобразования РППС?
Первое направление – построение РППС с учетом тематического принципа построения образовательного процесса. В различных центрах группы должны быть представлены материалы, позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы. Именно в ее рамках решаются в единстве воспитательные, развивающие, коррекционные и обучающие задачи.
Второе направление–создание РППС, обеспечивающей образовательную деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и т. д.). Поэтому, в каждой группе должны быть созданы условия, позволяющие дошкольникам реализовать все виды детской деятельности (и их разновидности) в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными предпочтениями. Реализация разновидностей познавательно-исследовательской деятельности обеспечивается через экспериментирование, моделирование, исследование, проектирование; игровой деятельности - через творческие игры (режиссерские, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, театрализованные игры, игры со строительным материалом, игры-этюды и др.) и игры с правилами (дидактические, подвижные, развивающие, музыкальные и др.); изобразительной деятельности – через лепку, рисование, аппликацию; и т. д.
Третье направление – создание РППС, обеспечивающей решение программных образовательных задач как в совместной деятельности взрослого и детей в рамках НОД, так и в самостоятельной детской деятельности (возникающей по их инициативе и разворачивающейся по их замыслу).
Четвертое направление – создание РППС интегрированных видов деятельности детей.
Поскольку процесс создания среды выступает творческой задачей, важно вспомнить принципы создания РППС, которыми должен руководствоваться педагог:
Принципы построения предметно-развивающей среды
(по А. Г. Асмолову, В. А. Петровскому).
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии – ориентирует организацию пространства для общения с ребёнком «глаза в глаза», способствует установлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, самостоятельности, творчества – позволяет осуществлять совместное создание окружающей среды взрослого с ребенком.
Принцип стабильности-динамичности - позволяет трансформировать пространство, предусматривает создание условий для изменений и созидания окружающей среды с большим разнообразием предметного наполнения.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования - даёт возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип учета половых и возрастных различий детей - позволяет осуществлять гендерный подход, даёт возможность проявлять детям свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности, удовлетворять потребности всех возрастных категорий.
Принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов – визуальное оформление предметной среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого – позволяет осуществлять личностно-ориентированное активное саморазвитие ребенка и усвоение им социального опыта.
Принцип открытости – закрытости – предполагает персонализацию среды каждой группы, готовность к изменению, корректировке, развитию, позволяет ребёнку открыть себя, осуществлять охрану и укрепление физического и психического здоровья детей.
Принцип безопасности и гигиеничности среды – обеспечивает безопасность для жизни и здоровья детей, соответствие ростовым и возрастным особенностям детей.
Требования к РППС (ФГОС ДО п. 3.3.)
п. 3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
п. 3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
- реализацию различных образовательных программ;
- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия
- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей детей.
3.3.5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность материалов предполагает :
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
- наличие в полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность среды предполагает :
- наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает :
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей детей при создании РППС
Образовательная среда ДОО может строиться с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении некоторой, связанной с полом, специфики развития, при этом расширяя их возможности.
Девочки приобретают сложные вербальные умения в среднем почти на год раньше, чем мальчики. В том числе девочки быстрее осваивают навыки чтения и письма. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а сточки зрения развития памяти мальчики сильны в долговременном хранении конкретных подробностей и мелочей.
При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают более громкий голос педагога, тогда как девочки (за задними столами) хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места за первыми столами или ближе к источнику визуальной информации.
Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, занимающем большую площадь (например, просторная спортивная площадка). Девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном небольшом пространстве, где объединяются в группки.
Игры мальчиков связаны преимущественно с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. Мальчики больше двигаются, чем девочки, и нередко даже интеллектуальные задачи решают в движении (перемещаясь в пространстве или вертя что-то в руках, тогда как девочкам свойственно решать интеллектуальные задачи путем рассуждения вслух.
В целом у девочек лучше развивается мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. У мальчиков, напротив, наблюдается опережающее развитие крупной моторики и важно через образовательную среду стимулировать развитие у них мелкой моторики.
Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОО, направленные на общее развитие детей, должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.
Образовательная среда как мощный агент социализации создает условия для формирования идентичности, развития представлений ребенка о себе как о личности (личностная идентичность) : «Какой я?», «Какими качествами обладаю?», «Что я умею?», «Что отличает меня от других людей?».
В тоже время образовательная среда стимулирует формирование представлений ребёнка о себе как члене общества (социальная идентичность) через социальные оценки, связи и взаимодействия, принадлежность к социальным группам. Ориентиром для социальных представлений о себе являются вопросы: «Как ко мне относятся окружающие?», «Что умеют другие?», «Чем я привлекателен?», «Что я могу сделать, чтобы общаться с ними?», «Чем я отличаюсь от других?», «Какие правила надо соблюдать, чтобы быть принятым?».
Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:
уважение себя и других;
уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
естественность поведения и искренность;
готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
самостоятельность намерений и решений;
эмпатийная позиция и способность сопереживать другим;
ориентация на индивидуальные социальные интересы.
Социализация дошкольников осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между детьми контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником, формируется опыт координации своих действий и взаимопонимания. Игра стимулирует социальную активность ребёнка.
Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :
социально-коммуникативное
познавательное
речевое
художественно-эстетическое
физическое
Виды деятельности дошкольника (игра, общение, познавательно-исследовательская и др.) в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОО с соответствующим наполнением.
Проектируя и создавая, систематически преобразовывая развивающую предметно- пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. (консультант или наблюдатель, или помощник, или соучастник). Индивидуализированный способ взаимодействия педагога с воспитанником помогает достичь ребенку успех, ощутить радость достижения, ориентирует на продвижение вперед.