Александра Морозова
Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей первого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей первого года жизни
Период раннего детства имеет ряд физиологических и психологических особенностей, требующих создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды. Важнейшим фактором развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет и отдыхает. Основной особенностью периода раннего детства является интенсивный темп развития. Ребенок рождается со сформированным рецепторным аппаратом, с первых дней жизни видит, слышит, ощущает, реагирует на окружающее, проявляются безусловные рефлексы. С первых дней жизни образовываются условные рефлексы, под влиянием окружающих условий, поэтому воспитание - как целенаправленное воздействие на процесс развития ребенка должно начинаться с первых дней жизни. Предметно - пространственная среда определяется воспитателем с учетом потребностей и интересами детей по возрасту. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся!
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей первого года жизни» размещена в разделах
Среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности и уединения.
Важно: - создать условия для активного бодрствования малышей: с 2 месяцев в манеже, с 7 месяцев на полу;
- осуществлять обучение в играх – занятиях;
- поддерживать положительное эмоциональное состояние;
- побуждать детей к самостоятельным действиям и передвижениям, активным речевым реакциям.
Развивающая предметная среда группы.
В нашей группе имеется следующее оборудование:
*кроватки;
*коляски;
*пеленальные столы;
*манеж с высокими бортами;
*манеж с низкими бортами;
*кресла для высаживания малышей в положении полусидя;
*качающиеся люльки;
*столы и стульчики для кормления и занятий;
*открытая стенка с игрушками;
*маты и напольное покрытие для игр на полу;
*большие мякиши, для отдыха.
Игрушки и материалы подбираем, так чтобы они способствовали развитию ребенка в разных областях.
Разделение будет условно, так как некоторые материалы и пособия могут использоваться в различных образовательных областях.
Социально – коммуникативное развитие :
-зеркала прикрепленное в уголке ряженья;
- зеркало, прикрепленное к бортику манежа;
- куклы;
- игрушечные коляска, кроватка, посуда.
- фотографии знакомых взрослых.
Познавательное развитие :
-погремушки различной формы и текстуры;
- погремушки – манжеты на ручки и ножки;
- колокольчик, бубенцы, юла, металлофон, барабаны, трещетки;
- игрушки – пульты (звуки, цвет, форма);
- игрушки – пищалки;
- модули с движущимися предметами;
- модули
- куклы, неваляшки разных размеров;
- мягкие и резиновые игрушки разных размеров;
- «бросовый материал» (баночки наполненные и пустые, миски прозрачные и цветные, платочки прозрачные и цветные (разной текстуры, ленточки, пакеты с наполнением (бусы, камушки, лапша, крышки разных размеров, палочки, пробки, смятая бумага, шишки;
- модули с вращающимися элементами;
- модули: Мунари и из октаэдров
- коробочки с крышками;
- заводные игрушки;
- воздушные шары;
- мыльные пузыри;
- картинки, игрушки, размещенные на стеллажах;
- скаты для шариков;
- молоточки, колышки;
- конструкторы напольные, настольные;
-кухонная посуда;
-машинки;
-набор вкладышей, стаканчиков разной формы;
- матрешки;
* Игрушки для толкания руками и ногами:
- мячи;
- мягкие игрушки;
- неваляшки;
- пирамидки;
- подвешенные игрушки (мягкие коврики с дугами, игровые консоли.
* Игрушки для схватывания и удержания рукой:
- легкие погремушки с ручкой, кольца;
- тряпочки, лоскуты;
- сухой бассейн;
- крупные деревянные бусы;
- массажные мячи;
-меховой хвостик, бигуди, зубные щетки, прищепки.
Речевое развитие :
-книжки с детскими стихами, потешками, серия «первые слова»;
- медведь – сказочник;
- музыкальные диски;
- картинки и игрушки: животные, игрушки;
- кукольный театр;
-музыкальные, заводные игрушки;
Продуктивная деятельность:
- пальчиковые краски, выставка работ
Физическое развитие :
-валики для подкладывания под грудь ребенка в положении лежа на животе;
- фитбол;
-мячи;
- большие машины;
-«дорожка здоровья»;
- мягкие модули для лазанья;
- горка;
- маты;
- каталки;
- туннель;
-музыкальный плакат напольный;
- сухой бассейн с шариками.
Художественно – эстетическое развитие :
- диски с записью классической музыки;