Татьяна Губина
Создание пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Создание пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования дошкольников"
Современный взгляд на развитие ребенка в воспитательном пространстве народных праздников позволяет решать задачи физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.
Умение понимать и ценить богатство и красоту национальной культуры своего народа, с уважением относиться к его прошлому – все это воплощено в учебно-воспитательный процесс дошкольного образования в нашем ДОУ.
Технология разработки проекта «Моя малая Родина!»
Публикация «Создание пространства по повышению качества организации и реализации этнокультурного образования дошкольников» размещена в разделах
Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Поэтому мы определили целью данного проекта - формирование ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим его людям, познавательного интереса к родному краю, малой Родине и её природе.
Исходя из этого, поставили перед собой следующие задачи:
1) формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, области;
2) развивать понимание историко – культурного наследия своего народа и ценностного отношения к нему;
3) воспитывать любовь, уважение к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантное отношение к представителям других национальностей – сверстникам и их родителям, соседям и другим людям;
4) формировать основы экологической культуры;
5) расширять объё м знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности;
6) организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на этнокультурной основе.
В старшей группе нами было проведена педагогическая диагностика уровней развития этнокультурной компетентности детей старшей группы. Результаты показали высокий уровень – у 4 детей, средний уровень – у 11 детей и низкий уровень- у 7 детей.
Для повышения уровня социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту был разработан проект «Моя малая Родина!» по этнокультурному образованию в старшей группе.
Основные направления реализации проекта :
1. Разработка проекта.
2. Разработка и проведение циклов занятий, экскурсий.
3. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.
3.1. Проведение праздников в детском саду.
3.2. Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.
4. Акции: «Покормите птиц зимой»; «Озеленение территории детского сада»; «Трудовой десант» (уборка территории д/сада) ; Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.
Предполагаемые результаты.
Свою работу мы начали с наполнения предметного окружения детей объектами национальной культуры. Создали уголок познавательного развития о родном крае ( где сосредоточены дидактические игры: «Мой дом», «Наша родина»; познавательная литература о родном крае: «География Саратовской области», «История развития г. Энгельса -Покровска»; «Живая природа России»; фотоальбомы: «Наш город», «Памятные места»; наглядные пособия: «Расскажи про детский сад», «Наша Родина Россия», «Художественное творчество», иллюстрации о быте и традициях русского народа и т. д.
Реализация плана осуществлялась через специально организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность взрослого с детьми, свободную самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу, взаимодействие с родителями и социумом, разные виды детской деятельности.
В утреннее и вечернее время с детьми проводилась работа по закреплению знакомого материала; разучивались стихотворения, песни; проводились инсценировки по русским народным сказкам ; детей знакомили с новыми дидактическими играми: «Мой дом», «Наша Родина», с русскими народными подвижными играми: «Горелки» и т. д.
В своей работе по знакомству с малой Родиной широко использовались экскурсии по территории ДОУ, городу.
Организации и проведению праздников мы уделяли особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники: "Рождественский Сочельник" ,«Масленница», «Русские народные посиделки», «Покровская ярмарка» и др.
Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому мы стараемся значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей
Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень сформированности представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике
Результаты повторного исследования уровня этнокультурной компетентности детей составил: высокий уровень - 10 детей, средний уровень - 11 детей и низкий уровень – 1 .
Заключение.
Современная образовательная ситуация характеризуется разнообразием подходов к разработке программно-методического обеспечения этнокультурного образования дошкольников. Имея в своем распоряжении различные программы и пособия по приобщению детей к национальной культуре, базу основных методов и приемов, творческий педагог-воспитатель может разработать собственные варианты, выбрать нужные средства обучения и воспитания, скорректировать, подстроить их в соответствии с возможностями конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования : гуманизации, активности процесса обучения, духовно – нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств и воспитания культуры межнационального общества.
В завершение хотелось бы сказать, что не следует ждать от детей проявления любви к родному городу, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.